19 – это разгадка

В 30 аяте 74 суры Корана категорично сказано: «Над ним – девятнадцать». Излишне говорить, что на протяжении столетий было предпринято немало попыток прояснить смысл этого странного фрагмента. Говорится ли в нем об ангелах, упомянутых в следующем аяте? Или же это указание на космологическое число, общую сумму планет и астрологических знаков (как были бы склонны полагать гностики)? Или это число означает девятнадцать функций тела, которые перечисляли врачи средневековья? Одному Богу известно. Или?.

Рашид Халифа, имам мечети в Тусоне, штат Аризона, исследовал роль числа 19 в построении всего Корана («Коран: Наглядное представление чуда». «Qur an: Visual Presentation of the Miracle». Тусон, 1982). В итоге ему удалось доказать, не прибегая к каббалистическим методам, что 19 – это структурный элемент по меньшей мере пятидесяти различных аспектов. Он, к примеру, отметил, что:

•    Открывающая формулировка (басмала) всех сур (за исключением одной) состоит из 19 согласных.

•    Первое Откровение (сура 96, аяты 1-5) состояло из 19 слов.

•    Коран состоит из 19 х 6 = 114 сур.

•    Имя Бога, Аллах, встречается в Коране 2698 раз. Это число, кратное 19.

К еще большему удивлению Рашид Халифа обнаружил, что загадочные буквы в начале многих сур, т. е. мукаттаат,

сами неизменно встречаются в соответствующих сурах количеством раз, кратным 19. На основании этого автор считает, что доказал, причем материальным путем, божественное происхождение Корана. Знание теперь может заменить веру.

По сути, Халифа имеет в виду, что посредством анализа Корана он установил то, что ускользало от всех философов до него, – материальное доказательство существования Бога. Не осознавая порочности этой логики, он также заявляет о собственном выводе, что текст Корана в существующем виде никогда не претерпевал изменения. Ведь в противном случае разве не нарушились бы его лингвистическая структура и строение, основанные на числе 19?

На мой взгляд, метод Рашида Халифы порождает больше вопросов, чем может ответить:

-    Является ли аксиомой то, что словесное откровение обладает числовой структурой?

-    Разве нельзя, если столь же постараться, найти в Коране структуры, основанные и на других числах?

-    С чисто логической точки зрения, является ли структурная роль числа 19 очевидным доказательством того, что 30 аят 74 суры имеет отношение к конструктивным особенностям Корана, или же это чистое совпадение?

-    Можем ли мы допускать, что организация Корана (по сравнению с его ниспосланным содержанием) – это ни в коем случае не результат человеческих усилий по его составлению? К примеру, разделение сур 113 и 114 – установлено ли это Аллахом?

Я по-прежнему скептически смотрю на все подобного рода обоснования. Когда мы «свидетельствуем», что есть Бог (и никого кроме Него), то делаем это, именно потому, что не располагаем каким-либо доказательством «материального» характера. Истина состоит в том, что веру невозможно подменить ничем.

 

Comments are closed