Они подумали, что я шучу

В значительной степени полагаясь на теории гностиков и неоплатоников, характерные для мысли Псевдо-Дионисия, Аль-Газали отваживается истолковать несколько довольно неясных и двусмысленных слов, встречающихся в Коране. Он, к примеру, берет слово ар-рух. Как его понимать: душа, дух, божественное вдохновение, или же оно воплощает в себе Святой Дух? Или аль-мута (тот, кому повинуются): это Гавриил, платоновский демиург (строитель вселенной как наместник Бога, а не ее создатель) или Первая Эманация? Логос, что буквально можно понимать как слово, но также как воплощенное Слово Бога, душу вселенной, сущее, эманацию. Или аль-амр: это повеление Бога или повеление демиурга как перводвига- теля, действующего от имени Бога? Даже ан-нур можно рассматривать как свет, как Самого Бога, как Мухаммада или как неоплатонического демиурга.

При таких попытках определить терминологию Корана постоянно возникает мысль о демиурге. Это не простое совпадение. В конце концов, эта мысль составляла основу суждений

гностиков и неоплатоников в их попытке представить некоего Бога, Наивысшего и Недвижимого, пребывающего над актом создания, а поэтому создающего лишь косвенно, через посредство «перводвигателя» второго уровня.

Не нужно обладать богатым воображением, чтобы понять, что мистические взгляды Аль-Газали – подтверждающие подобного рода космологию – подвели его слишком близко к той черте, за которой остается лишь принять то, что равнозначно «Сыну Божьему», и таким образом фактически преступить главнейшую исламскую доктрину таухида.

Кажется, что Аль-Газали, по меньшей мере на какой-то миг пренебрег основным правилом толкования коранических терминов:

Он – тот, кто ниспослал тебе писание; в нем есть стихи, расположенные в порядке, которые – мать книги; и другие

-    сходные по смыслу. Те же, в сердцах которых уклонение, – они следуют за тем, что в нем сходно, домогаясь смятения и домогаясь толкования этого. Не знает его толкования никто, кроме Аллаха. И твердые в знаниях говорят: «Mbi уверовали в него; все – от нашего Господа». Вспоминают только обладатели разума! (Сура 3, аят 7).

Скажите мне, что связывает мусульманского суфия с грекоперсидским неоплатонизмом и гностицизмом, и я выскажу вам свое мнение о его взглядах.

 

 

Comments are closed