Вопрос об отношении об­щественного сознания к общественному бытию

Царские чиновники писали, что Валиханов не верует в бога и «с Магометом состоит в личной вражде». Наб­людая нелепые поступки людей, верящих в чудеса, з существование невидимых духов, Валиханов доказывал, «что все это вздор, никаких бесов нет»3. Он решительно осуждал действия шаманов и всякого рода знахарей, орудовавших в казахских аулах, пользуясь невежеством масс. Он разоблачал их проделки со всей прямотой, за­являя, что «шаман был и есть просто шарлатан».

Показывая, в какое заблуждение вводит людей рели­гиозные предрассудки, Ч. Валиханов подверг острой кри­тике мусульманское духовенство, проповедовавшее сре­ди народа догматы ислама. Он с гневом писал о «бухар­ской инквизиции, которая предала проклятию всякое знание, кроме религиозного»4.

Доказывая, что никакая религия не может служить интересам прогресса, Ч. Валиханов говорил «о вреде мусульманского изуверства и вообще всякого религиоз­ного фанатизма на социальное развитие народов»5.

Ч. Валиханов предлагал принять решительные меры, направленные на запрещение деятельности среднеазиат­ских и татарских мулл в Казахстане, он боролся за ослаб­ление и полное искоренение ислама в казахском народе. Эти выступления Ч. Валиханова были первыми удара­ми по невежеству и мракобесию в дореволюционном Ка-захст ане.

Будучи материалистом во взглядах на природу, Ч. Валиханов, однако, не смог подняться до материализм,) в понимании общественно-исторического процесса. В ко­ренном вопросе социологии, в вопросе об отношении об­щественного сознания к общественному бытию, он стоял на позиции идеализма. В частности, он утверждал, что во всех мусульманских странах общественные отноше­ния определяются догматами ислама, изложенными в ко­ране.

Необходимо, однако, подчеркнуть, что в «Записке о судебной реформе» Ч. Валиханов высказывал плодотвор­ные мысли. Он советовал подходить к вопросу о рефор­ме с учетом особенностей данной страны и считать «са­мыми важными и близкими для народа реформы эконо­мические и социальные, прямо касающиеся насущных нужд народа. Реформы же политические допускаются как средство для проведения нужных экономических форм, ибо каждый человек отдельно и все человечество коллективно стремится в развитии своем к одной конеч­ной цели, к улучшению своего материального благососто­яния и в этом заключается так называемый прогресс»6.

В социологических воззрениях Ч. Валиханов делал уступки сторонникам географической школы, утверждая, что при проведении реформы «условия племенного ор­ганизма, среды, климата и почвы должны быть всегда на первом плане…»7.

Comments are closed