Промышленная политика

Спад производства в 90-е гг. был неизбежен. Однако и в ходе реформ девяностых годов продолжаются процессы, развиваются тенденции, негативно влияющие на промышленность.
Происходят структурные сдвиги в направлении повышения доли топливно-сырьевой и снижения доли перерабатывающей промышленности.
Монетарная реформа искусственно сузила внутренний спрос, который повлек за собой спад инвестиций и потребления на внутреннем рынке.
Проводившаяся ускоренными темпами приватизация и несовершенные процедуры банкротства не привели к образованию критической массы эффективных собственников, способных обеспечить нормальное функционирование хозяйствующих субъектов и модернизацию производственного аппарата в условиях рыночных отношений. Значительно запаздывало формирование законодательной и нормативно-правовой базы, необходимой для регулирования промышленности в новых условиях.
Со стороны государственных органов был в существенной мере утрачен контроль за функционированием предприятий, полностью или частично принадлежащих государству.
Увлечение рынком ГКО-ОФЗ в условиях большого дефицита государственного бюджета предопределило высокую цену внутренних государственных заимствований, что повлекло за собой «обезденеживание» реального сектора, его бартеризацию.
В условиях фискального (в отличие от регулятивно стимулирующего) типа налоговой системы стремление увеличить поступления в доходную часть бюджетов привело к чрезмерной налоговой нагрузке на предприятия, что спровоцировало рост «теневого» сектора в промышленности, искажение отчетности с целью ухода от налогов.
Спад инвестиционной активности в 90-е гг. негативно повлиял и на обновление производственного потенциала страны. Средний возраст основных производственных фондов в России составляет более 20 лет и их, технологический уровень отстает от развитых стран на несколько поколений. Степень износа основных фондов промышленности составляет в настоящее 50% и продолжает расти.
Одним из ключевых экономических решений в ходе реформ было уменьшение коэффициента монетизации национальной экономики. На фоне растущей шкалы цен на сырье, материалы, оборудование и труд оборотные средства предприятий и накопления населения не индексировались, что полностью разрушило систему финансирования оборотных фондов. Расчет при этом заключался в надежде на быстрое подавление инфляции и привлечение в страну массированных иностранных и частных инвестиций. При этом должным образом не оценивался фактор расширения импорта и подтягивания внутренних цен к мировым, фактор влияния тарифов естественных монополий на издержки производства и конечную цену промышленной продукции. Ежегодно финансовый оборот в национальной экономике искусственно сжимался и продолжает сжиматься на уровне десятков – сотен млрд. долл. – Табл.1. В этой же таблице приведена доля привлеченных в итоге иностранных инвестиций.

Табл. 1. Последствия заниженной монетизации российской экономики
Год
Изъятие из национального финансового оборота (млрд.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86

Comments are closed