Промышленная политика

Совет Безопасности РФ разрабатывает проект основных положений инновационной политики РФ до 2010 года.
Учитывая долгосрочный стратегический характер инновационной политики, пока еще очень слабые рыночные мотивации, государство обязано поддержать проведение приоритетных научно-технических разработок на начальном этапе преимущественно за свой счет. Это позволит не только создать задел для будущих достижений, но и сохранить уникальные научные и конструкторские школы, создать устойчивую мотивацию использования научных результатов, повысить престиж научного труда. Прежде всего речь идет о разработках в сфере фундаментальной науки и ведущих КБ национального значения.
Для прикладных исследований доля государственных расходов ограничивается и выделяется через систему госзаказов на конкурсной основе. Наряду с этим государство должно замещать ликвидированные в ходе реформ бюджетные схемы механизмами и мотивациями небюджетного, рыночного самофинансирования инновационного процесса.
Постановка задачи увеличения объема и совершенствования структуры финансирования научно-технической сферы учитывает критические пороговые показатели национальной безопасности (в скобках – фактическое значение показателя в 2000 г.):
- доля инновационных предприятий в промышленности – 25% (10,6%);
- доля инновационной продукции в объеме промышленной продукции – 15% (3.5%);
- средний возраст научного оборудования – 7 лет (12 лет);
- средний возраст исследователей, имеющих ученую степень – 48 лет (55 лет).
Для достижения этих показателей необходимо выполнение следующих требований к финансированию:
- доля затрат на науку в ВВП – 2-3 %(1.16 %),
- доля затрат на науку в общих расходах федерального бюджета – 4% (как это уже предусмотрено федеральным законодательством) (1,72%);
- доля затрат на инновации в объеме реализованной промышленной продукции – 2.5% (1.06%).
Промышленная политика исходит из двухэтапного перехода от ныне действующей к инновационной модели развития. На первом этапе (среднесрочная перспектива) реальной целью является достижение указанных пороговых значений в отношении доли затрат на науку в ВВП (для сравнения: в настоящее время в Швеции она составляет 3.7%, Японии – 3.2%, США – 2.8%), доли ассигнований на фундаментальные исследования в общих расходах на науку и доли затрат на инновации в общем объеме промышленной продукции.
По оценкам, даже при таком росте ряд критически важных рубежей не будет преодолен и к 2010 г. Однако, достигнутый прогресс заложит базу долгосрочного этапа промышленной политики, реализация которого поможет России стать более конкурентоспособной на мировом рынке наукоемкой продукции и довести свою долю на нем не менее чем до 2% против 0.3% в 2002 г. Возможность постепенного завоевания (восстановления позиций) определенного сегмента мирового рынка за счет усилий государственных структур, что является определяющим, доказана практикой самой России в области ВТС в 90-е и текущие годы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86

Comments are closed