Промышленная политика

Нужен закон «О градообразующем предприятии», в котором давалось бы определение градообразующего предприятия, устанавливался его правовой статус, особенности ликвидации, реорганизации и банкротства, преференции для производителей продукции, приоритетное право на получение государственного заказа, механизмы обеспечения предприятий высококвалифицированными кадрами.
Учитывая опыт Китая, целесообразно создание на их базе специальных экономических зон научно-технического прогресса со своим нормативно-правовым регулированием. Российский опыт наукоградов в этом отношении не является в полной мере успешным.
Северные районы страны в перспективе сохранят специализацию на добыче минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, удовлетворяющих внутренние потребности и поддерживающих экспортный потенциал страны. В то же время в условиях рыночного ценообразования здесь станет невыгодным функционирование многих трудоемких обрабатывающих предприятий с повышенными инновационными издержками производства, что из социальных соображений может быть исправлено географически -зонированной дифференциацией налогообложения (раздел 1.3.1.).
Существен вопрос несовершенства механизмов горизонтальных и вертикальных согласований интересов субъектов Российской Федерации и федерального уровня. Стоят задачи организации локальных рынков производства и потребления, межсубъектной координации и маневра ресурсами бюджетов, энергии, рабочей силы, производственными мощностями, транспортными схемами, трансграничного природопользования. Имеющиеся семь региональных экономических ассоциаций субъектов Российской Федерации слабо выполняют эти задачи, поскольку оторваны от механизмов принятия федеральных решений, отсутствует надсубъектный уровень целевых программ. Создание федеральных округов также не повлияло на экономическую региональную объектность федеральной, в данном случае промышленной политики. Необходимо повышение эффективности их деятельности.
Мировой опыт показывает, что крупной среднеразвитой стране для формирования жизнеспособной экономической системы и занятия отдельных ниш на международных рынках необходимо упорядоченное окружающее ее экономическое пространство с емкостью рынка не менее 300 млн. потребителей. Отсюда следует вывод о необходимости формирования вместе с заинтересованными сопредельными странами экономического пространства в виде зоны свободной торговли, интеграционного объединения в формате СНГ, ЕврАзЭС, Единого экономического пространства («союз четырех») с возможностью присоединения в последующем других заинтересованных стран региона.
Достижение конкретных договоренностей по развитию транспортной инфраструктуры, телекоммуникаций, совместных авиастроительных проектов, анализ проектов российских ФПГ и крупных фирм в странах СНГ, активизация совместных НИОКР и т.п. позволили бы уже в ближайшей перспективе получить результаты в промышленном развитии. Такой подход позволил бы также лучше реализовать возможности российской обрабатывающей промышленности, особенно наукоемких и высокотехнологичных производств, в которых российская сторона может выступать лидером.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86

Comments are closed