Промышленная политика

С позиций улучшения структуры промышленного экспорта (соответственно и производства) следует провести подробную инвентаризацию в отношениях с АТР и развивающимися странами других регионов. Если, благодаря успешной инвестиционной и инновационной политике, обеспечивающей модернизацию отечественной промышленности и повышение доли ее наукоемких производств, России удастся закрепиться на названных направлениях, то откроется шанс перейти впоследствии к экспансии на рынки стран ОЭСР.
2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Инвестиционная политика промышленного развития требует ряда неотложных мер для исправления сложившихся макроэкономических и финансовых диспропорций и мотиваций. В таких условиях особое значение приобретают:
1. Введение в хозяйственный оборот дополнительных национально доступных инвестиционных ресурсов. Один из них – привлечение сбережений населения путем восстановления доверия к государственному и коммерческому банковскому сектору, для чего нужен федеральный закон о защите банковских вкладов населения. Привлечению сбережений населения в оборот может содействовать законодательно введенный временный мораторий на декларирование вкладов в банках.
Сюда же можно отнести и известную из опыта ряда стран легализацию вывезенного капитала, как способа стимулирования его импорта в Россию. За счет средств населения (по оценкам, свыше 60 млрд. долл.) и вероятного возвращения части экспортированного капитала для целей инвестирования можно получить порядка 10–12 млрд. долл. в год.
2. Активизация инвестиционной деятельности населения путем восстановления банковских вкладов, пострадавших от дефолта в 1998 г., что будет также способствовать росту доверия населения к государству. Осуществить это можно путем поэтапного перечисления на сберегательные счета граждан безналичных средств (в 2004–2005 гг. – первое перечисление, 2006–2008 гг. – второе). До 50% средств могут в безналичном виде перечисляться за счет накопленных процентов для покупки отечественной техники или использоваться в виде кредитов под жилье или покупку в кредит отечественных товаров длительного пользования. Другая часть средств целевым назначением могла бы использоваться на инвестирование развития высокотехнологичных производств и инновации и не выдаваться в течение 10–15 лет наличными.
3. Рентное регулирование государством рынков продукции естественных монополистов путем изъятия части природной ренты. Этот процесс должен быть увязан с развитием системы платежей за пользование недрами и другими невоспроизводимыми природными ресурсами, что предполагает:
- введение на федеральном уровне налога на дополнительный доход недропользователей (в первую очередь в нефтедобыче) по прогрессивной шкале;
- ликвидацию правового пробела в области определения прав лицензиата-недропользователя на добытые им природные ресурсы с учетом того, что природные ресурсы могут быть в любой, в т. ч. государственной форме собственности;
– установление рентных платежей за лесопользование, заключение концессионных соглашений на лесопользование;
- использование платежей за воду и лес на цели развития природно-ресурсного потенциала и ресурсосбережения;
- использование механизмов обязательного страхования экологических рисков и рисков неполучения доходов от эксплуатации природных ресурсов (для пресечения распространенной в России практики спекуляции на полученной лицензии на разработку полезных ископаемых, когда месторождение не разрабатывается, сама лицензия является предметом спекулятивной торговли, а доходы уходят за границу);
- взимание платы за землю, обложение оборота недвижимости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86

Comments are closed