Промышленная политика

В результате, как правило, не происходит повышение эффективности промышленного производства путем смены поколений предприятий. Закон о банкротстве предприятия должен поддерживать не конкретного субъекта бизнеса (кредитора, акционера или персонал предприятия), а содействовать в итоге экономической санации. Необходимы изменения в законодательстве о банкротстве.
В процедурах учреждения новых предприятий в последнее время упускается из вида ответственность, которую должны брать на себя учредители, создавая юридическое лицо. Такая процедура должна предусматривать определенные цензы на пути недобросовестных или неспособных вести промышленную деятельность лиц. В переходный кратко- и среднесрочный период целесообразно лицензирование всей более или менее крупной промышленной деятельности, а не только опасных производств, как средство «входного контроля» и регулирования со стороны государства. Добровольное страхование, как в принципе возможная альтернатива лицензированию, с учетом российской ментальности и традиций ущерб не предотвратит.
Важную роль играет реформирование (реструктуризация) предприятий. В настоящее время функциональной реструктуризацией охвачено около 30% их числа. Управленческая реструктуризация, проявляющаяся в перестройке организационно-функциональных структур управления, затрагивает практически все реформируемые промышленные предприятия. Но наиболее важная институциональная реструктуризация, в рамках которой осуществляется изменение состава и характеристик внутрифирменных институтов и запуск механизмов изменчивости системы этих институтов, проводится крайне редко.
Необходима самостоятельная государственная программа реформирования предприятий, сопряженная с другими видами государственной политики: внешнеэкономической, научно-технической, социальной и др. Подобная задача была заявлена в середине 1990-х годов как одна из основных в системе экономических реформ, однако до сих пор удовлетворительных результатов не достигнуто. Не нашла адекватного отражения эта тема и в «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2003–2005 гг.».
Фрагментарность действующей законодательной базы, основу которой составляют Гражданский кодекс, закон «Об акционерных обществах», Налоговый и Трудовой кодексы и некоторые другие нормативные акты, ведет к несбалансированности прав и ответственности участников производства, усиливает противоречивость их интересов. Поэтому необходима гармонизация правовой базы, увязывающая интересы всех самостоятельных субъектов с текущими и будущими интересами общества, отражаемыми в целях государственной промышленной политики.
Сбалансированный подход необходим и в решении вопроса о государственной поддержке конкретных предприятий. Рыночные законы требуют развития конкуренции как главного способа развития жизнеспособных производств, которым противопоказана постоянная опека со стороны государства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86

Comments are closed