Промышленная политика

В то же время в переходных условиях незрелости рыночного механизма, дефицита ресурсов у самих предприятий, прежде всего имеющих стратегическое значение наукоемких и высокотехнологичных производств, их государственная поддержка необходима. Она должна носить селективный характер.
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
3.1. МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА И НАЛОГОВЫЕ МОТИВАЦИИ
Одной из основных проблем в механизме воспроизводства является финансирование. В 2002 г. оно стабилизировалось со следующей структурой инвестиций в промышленности:
- собственные средства предприятий - 48,6%;
- банки, включая иностранные, – 4,85%;
- иностранные инвестиции – 3,1%;
- государственные бюджеты – 20%.
Всего инвестиций в основной капитал было 56 млрд. долл., а потребности, по оценкам, превышают 100 млрд. долл. Встает задача найти источники для роста инвестиций в 1,5 – 2 раза. Очевидно, что расчет на иностранные инвестиции как на панацею при любых допущениях несостоятелен. Объем собственных средств российских кредитных организаций составляет 24 млрд. долл. Объем банковских активов, включая ЦБ РФ, составляет 120 млрд. долл. (для сравнения: Мицубиси Бэнк – 764 млрд. долл., Чейз Манхэттен Бэнк – 641 млрд. долл.).
Анализ возможных и реалистичных источников показывает, что решения лежат главным образом в следующих областях:
- создание условий, стимулирующих рост и целевое использование собственных средств предприятий;
- увеличение роли государственных механизмов инвестирования, вскрытие национально доступных ресурсов .
Ставя задачу перелива капитала из сырьевых в наукоемкие отрасли, необходимо:
- создание дифференцированных (по норме передела) налоговых и иных экономических условий, мотивирующих поведение капитала и стимулирующих использование собственных средств;
- создание ссудного фонда промышленности как государственного инвестиционно-кредитного инструмента, аккумулирование и целевое использование его средств.
Дифференциация налогообложения для целей промышленной политики учитывает помимо отраслевого еще и региональный и миграционный аспекты, имеющие в России особенно большое значение.
Дифференциация в принципе уже заложена в отдельных статьях Налогового кодекса: к различным группам товаров применяются различные ставки НДС и акцизов, для отдельных видов деятельности установлены специальные ставки ЕСН, введены налоги на добычу полезных ископаемых и на игорный бизнес. Однако дифференциацию налогообложения необходимо закрепить в качестве принципа путем внесения изменений в ст. 3 Налогового кодекса. В ней должен быть закреплен принцип дифференциации налогообложения по видам деятельности и производимой продукции и по географическому положению. Шкала дифференцированных ставок должна быть построена в зависимости от нормы передела (наукоемкости). Географическая дифференциация должна осуществляться в рамках дифференциации ставок одного налога, а также через региональные налоги.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86

Comments are closed