„Внешние” провинции северного Китая

С этой попыткой превратить „внешние" (лежащие вне Великой стены) провинции северного Китая в русский крепостной рынок связан последний эпизод русской даль- не-восточной политики, лежащей еще в хронологических пределах настоящего очерка, — захват Россией Манчжурии в 1900 году, во время „боксерского" восстания в Китае.

Движение, известное под именем „боксерского" ), тесно связано с двумя фактами, один из которых никогда не составлял секрета ни для кого, другой подразумевался многими еще тогда, а теперь может считаться также установленным вполне точно. Первый факт, это—совершенно своеобразное значение, которое получили христианские миссии в Китае. Весьма мало имея успеха в смысле собственно религиозной пропаганды, миссии давно приобрели выдающееся коммерческое значение. Вдвойне привилегированное положение миссионера в Китае—и как европейца, в силу трактатов неподсудного местным властям, й как особы священной, имеющей сугубые права на поддержку со стороны европейской дипломатии,—давно привели к тому, что покровительство христианской миссии стало очень выгодно тем, кто к нему прибегал, и что эту выгоду руководители миссий привыкли, не стесняясь, использовать. Обанкротившийся китаец делался христианином—и становился неуязвим для своих кредиторов, оставшихся „язычниками". Европеец в рясе забирал на честное слово огромные партии товаров у китайских купцов, и если он не хотел платить, принудить его оказывалось невозможным. При таких условиях пресловутая „ненависть китайца к иностранцам о которой любили рассказывать миссионеры, живописуя опасности, каким они подвергаются „среди язычников", являлась не чем иным, как ненавистью экспортируемого к эксплуататору, притом часто самому грубому и бессовестному, какого можно себе представить. Поднять восстание против, христиан в Китае было всегда легче, нежели натравить чернь на еврейских ростовщиков в средние века, ибо еврейские ростовщики никогда не пользовались такими привилегиями, как христианское духовенство в Китае. Погромы христиан поэтому были явлением частым, но оставались изолированными и не сливались в общее движение, пока не нашлись силы, которые сверху стали руководить этим движением, утилизируя его в своих интересах.

Comments are closed