Борьба на равном оружии

Борьба на равном оружии, быстро начала давать себя чувствовать: увидев, что их привилегия—бить метко и издали—у них отнята, и что русские пули попадают теперь дальше и их (потому что европейские винтовки русских стрелков далеко превосходили первобытное нарезное оружие кавказских племен) горцы стали падать духом. Что моральный эффект нового русского вооружения очень ускорил победу Барятинского, в этом не может быть сомнения. Но решено было дело все же и не этим: перевес стал уже склоняться на русскую сторону за несколько лет до того, как началось перевооружение русских войск когда даже капсюльные курки на Кавказе были новостью, и старая кремневая гладкостволка безраздельно господствовала Стратегическая победа русскими была одержана раньше, чем они получили над горцами тактический перевес.—и это опять- таки было отмечено цитировавшийся нами выше горским историком: уже говоря о событиях 1847 года, он находит возможным заявить, что „с этого времени дела и предприятия Шамиля начинают быть безуспешны": а в 1857 году, когда Барятинский только что начал свои действия, Шамиля, по словам его биографа, „можно было уподобить овце, схваченной волком за шею и потерявшей всякую надежду на спасение-

Непосредственных причин всех этих злоключений наиба дагестанский историк ищет, разумеется, в действиях отдельных лиц и в отдельных событиях. Повод к печальным размышлениям около 1847 г. подала ему попытка Шамиля превратить имамат в наследственную монархию, заставив горцев присягнуть его сыну. Кази-Магоме. Чтобы понять это место, надобно иметь в виду, что по прежнему порядку имение всякого, казненного за измену обще мусульманскому делу, конфисковалось: косвенное подтверждение слов дагестанского историка и можно видеть в том. что около этого времени Шамиль нашел себя вынужденным отменить это правило и постановить, „чтобы не брать имения казненного, в особенности, когда остаются после него сироты. На том же совещании, где было издано это постановление (в Андии, в 1847 году), было принято и другое, не менее характерное: „чтобы взвешивать все поступки свои на весах шариата и йе итти путем эмиров-тиранов, дабы еще более не сбиться с прежнего пути, как в сей, так и в будущей жизни “ г).

Comments are closed