Давнишний союзник Турции

Со времени крестовых походов перевес в этом случае был на стороне католиков: из двенадцати святынь Иерусалима девять были в их руках — и лишь три, но в том числе самые главные, заведывались православными, при чем, однако, и католики имели туда доступ. Такое соотношение сил объясняется постоянным энергичным покровительством, какое встречали палестинские католики со стороны правительства старой, дореволюционной Франции. Давнишний союзник Турции, это правительство никогда не забывало извлечь из союза выгоду и для католической церкви. Новая Франция несколько пренебрегала этим,—к тому же грубая измена Наполеона после Тильзита ) возмутила турок против Франции; результатом была реакция в пользу православных— подданных султана, не нужно забывать этого: в 1808 году они получили привилегии, во многом противоречившие трактатам, ограждавшим прерогативы римской церкви. Они пользовались ими невозбранно до начала 50-х годов,—пока в дело не вмешалось опять французское правительство. Людовику-Наполеону, подготовлявшему в это время переворот 2 декабря 1851 года очень важно было содействие католической церкви. Услуга ей была одновременно расплатой за ее добрые услуги на президентских выборах—и обеспечением ее содействия при будущем государственном перевороте. В Европе результатом этого обмена, а услуг была известная римская экспедиция—разгром римской республики войсками республики французской. В Палестине Людовик-Наполеон вспомнил традиции французских королей и решил отстаивать права, предоставленные католикам трактатом ХУШ века. Помимо Иерусалима—тут особенно важную роль играло право починки купола над „гробом господним"—наибольшее значение имел вифлеемский храм, с обладанием ключами которого по местным понятиям связывалось нечто в роде права собственности на само это святое место. Передача „латинянам" ключей от этой святыни была блестящим успехом дипломатии Людовика-Наполеона, подавшим повод к ряду драматических сцен,—которых мы не будем рассказывать здесь подробно. Из этого, главным образом, дела и возник „вопрос о святых местах".

Comments are closed