Европейский вид

Далее, организация армии принимает также европейский вид; прежняя николаевская рекрутчина сначала ослабляется путем сокращения срока службы с 25 до 15 лет, при чем еще большая часть Солдат увольнялась в бессрочный отпуск ранее и Этого времени, а в 1874 году вводится, по прусскому образцу, и всеобщая воинская повинность, с шестилетним сроком действительной службы. При укоренившейся привычке публики

все «реформы» рассматривать под однообразным углом зрения, у нас и во всеобщей воинской повинности многие не прочь были видеть некоторый «высший смысл»; но само военное начальство не скрывало в своей мотивировке этого преобразования, что оно преследовало гораздо более прозаическую цельно возможности увеличить количество обученных людей, которые могли бы быть призваны под знамена в случае войны, при возможном, в то же время, уменьшении наличного состава постоянной армии. Параллельно с этим сокращением срока службы ослабляется и ее .тяжесть: телесные наказания, так процветавшие в николаевской армии, были, по крайней мере юридически, сведены до минимума еще в 1863 году. Ручная расправа и после этого, конечно, сохранилась: кроме художественного свидетельства Гаршина существование ее еще и в гораздо более позднее время официально засвидетельствовано известным приказом Драгомирова, начинавшимся словами: „В некоторых частях дерутся". Но русский солдат мог себя утешить тем, что его бьют теперь не по закону, а по обычаю. Кроме того, военное начальство принимало и косвенные меры к прекращению этого явления, путем поднятия нравственного и умственного уровня офицерства. Военная бурса кадетских корпусов, где все воспитание держалось на розге, а центром обучения была фронтовая выправка, была упразднена: вместо корпусов появились военные гимназии, с довольно широкой общеобразовательной программой, и где вовсе не учили фронту, а телесные наказания отсутствовали. Кроме того, институт „вольноопределяющихся", созданный всеобщей воинской повинностью, давал надежду, что ряды офицерства все более и более будут, пополняться образованными молодыми людьми из „общества", чем кастовый дух военного сословия, со всеми его отрицательными сторонами, сам собою будет все болеем более ослабляться. Наконец, чтобы поднять уровень специально военного образования, прохождение высшей военной школы сделано было непременным условием дальнейшей карьеры: командиром „отдельной части" мог быть назначен только офицер, окончивший курс одной из военных академий—своего рода военного университета.

Comments are closed