Пример шапсугов

Пример шапсугов так подействовал, что у абадзехов и натухайцев подобная же демократизация общества прошла без всякой революции. Нет надобности говорить, что русское правительство—уже тогда сосед черкесов—было на стороне дворян: им помогали несколько сотен казаков с пушкою, по прямому разрешению Екатерины И. Черкесское крестьянство в первом же бою очень пострадало от русской артиллерии,— но не сдалось.

У черкесов аристократический строй мало-по-малу уступал место демократии: у чеченцев аристократия совсем еще не успела сложиться ко времени войны. Если первые дают  картину развитого феодального общества, напоминая Европу XI—XII века, то вторые не меньше напрашиваются на аналогию с германцами Цезаря и Тацита. Чечня конца XVIII века страна до-феодальной, патриархальной демократии. Земля принадлежала родам, а не отдельным лицам: при занятии новой территории (в данном случае Ичкерии) «земля делилась при собрании целого народа; когда фамилия получала свою часть, то для отстранения на дальнейшее время поземельных недоразумений все присутствовавшие брались свидетелями в означении границ» ). Междуродовые споры обычно разрешались кровной местью; посреднический суд только еще вырабатывался. В то же время «чеченцы не имели князей и были все равны между собою, а если случалось, что инородцы высших сословий селились между ними, то и они утрачивали свой высокий род и сравнивались с чеченцами. Чеченцы называют себя узденями; слово это имеет у них другое значение, чем у их соседей. У последних узденство делилось на степени, у чеченцев же все люди стояли на одной степени узденства, различаясь между собою только качествами: умом, богатством, щедростью, храбростью, а нередко и другими делами, разбоями, воровством и т. д. Слово уздень, заимствованное ими от соседей, означает у чеченцев—человек свободный, вольный, независимый

или, как они сами выражаются, «вольный как волк» х). Для решения важнейших вопросов все племя собиралось на вече— и места этих собраний были известны всем: ичкеринцы (горные чеченцы) собирались около аула Цонтари, плоскостные чеченцы—в Ханкальском ущелье, на кургане, который русские потом назвали Ермоловским, и т. д. Решение такого собрания имели такую же силу, как и «адат» (обычай)—и только такое собрание могло установить новый адат.

Comments are closed