Старый вождь

Один из преданных мюридов Казы-Муллы, тяжело раненый в той битве, где пал старый вождь, новый имам представлял собою чрезвычайно счастливое в его положении соединение авторитетного богослова, шейха в настоящем смысле этого слова, с типичным предводителем такого первобытного племени, каким были тогдашние дагестанские лезгины. „Шамиль", говорит о нем его туземный биограф, „был человек ученый, набожный, проницательный, храбрый, мужественный, решительный и в то же время хороший наездник, стрелок, пловец, борец, бегун, одним словом—никто ни в чем не мог состязаться с ним ).

Имамат Шамиля представляет собою высшую точку, до которой поднималось когда-либо политическое творчество кавказских горцев. Произведенный им переворот невольно напрашивается на сравнение с другим, пережитым на тысячу лет ранее таким же примитивным племенем,—арабами Хиджаса, ,-Как и мединское государство Магомета, государство Шамиля по форме было теократией—как и пророк-основатель ислама, имам Дагестана был посланник божий, правивший не в силу собственного права, а как представитель всемогущего „владыки [судного дня". Его власть была безгранична,—но лишь до тех пор, пока он сам шел „по пути правому": а так как вопрос об этом „правом пути", при всей строгости мусульманской ортодоксии, все же был достаточно субъективным, то имаму с первых же шагов приходилось отступать от чисто-теологической точки зрения и требовать себе повиновения уже на чисто-земном основании,—ради надобностей военной дисциплины. „Должно быть исполняемо приказание имама",—гласит первая же глава „Низама“ (устава) Шамиля—,. даже в том случае, если бы исполнитель считал себя умнее, воздержаннее и религиозные имама"). Теократия здесь, как и всюду, являлась лишь идеологической оболочкой вполне реальной светской власти. Чтобы понять смысл этой последней в условиях общественной жизни как арабов Хиджаса YII века, так и лезгин Дагестана XIX. нужно иметь в виду, что раньше и те, и другие имели лишь организацию власти, возникшую естественным путем—власть родовых старшин или власть „джамаата—народной сходки. Наследственные ханы были единственной властью, наложенной сверху на эту примитивную организацию в Дагестане: но это была очень слабая власть, лишь от случая к случаю вымогавшая себе повиновение.

Comments are closed