Вкладчики против Альфа-Банка: Отдайте комиссию!

Банковский кризис, разгоревшийся в начале лета, стал причиной того, что Альфа-Банк ввел 10-процентную комиссию за досрочное расторжение депозитов. О том, что комиссия введена в таком размере с 7 июля, банк объявил днем позже. Таким образом банку удалось заработать на вкладчиках четыре миллиона долларов. Комиссия была отменена только 17 июля.

Почти сразу после введения комиссии Конфедерация обществ потребителей (КонфОП) распространила заявление, в котором указала на незаконность действий банка. КонфОП и ранее защищала банковских вкладчиков. После кризиса 1998 года, когда она оказывала им юридическую помощь. “Введение 10-процентной комиссии нельзя рассматривать иначе, как штрафную санкцию за досрочное закрытие счета. Комиссия банка за выдачу наличных не может устанавливаться дифференцированно – для вкладчиков, снимающих свои деньги с вклада раньше срока, и для остальных вкладчиков”, – посчитали в конфедерации.

К концу июля в КонфОП обратилось 12 москвичей, которые попросили у нее защиты от банка. Как рассказал ГАЗЕТЕ председатель правления конфедерации Дмитрий Янин, Альфа-Банк прямо нарушил Гражданский кодекс (статья 837), который предусматривает обязанность банка выдать сумму вклада или ее части по первому требованию вкладчика вне зависимости от того, что записано в банковском договоре.

Если банк до 14 августа не вернет удержанные суммы, КонфОП обратится в суд, защищая обманутых вкладчиков. Банку будут не только предъявлены претензии за удержанную им комиссию, но он должен будет выплатить процент за незаконное использование денежных средств в течение всего срока и возместить сопутствующие расходы вкладчиков, связанные с судебным разбирательством.

В ответ на претензии вкладчиков “Альфа” кивает на СМИ, “которые во многом спровоцировали банковский кризис”. По мнению вице-президента банка Александра Гафина, “в результате деятельности некоторых СМИ банк понес как финансовые, так и имиджевые убытки, а потому банк будет подавать на СМИ в суд”.

Мнения юристов относительно перспектив дела “вкладчики против Альфа-Банка” разделились. Адвокат Александр Добровинский полагает, что у банка “есть все возможности выиграть дело”. Если договор предусматривает пункт о возможности повышения тарифов, говорит он, то банку ничего не стоит доказать в суде свою правоту.

Юристконсульт ИК “Проспект” Эльдар Назнутдинов считает, что комиссия со стороны банка была недобросовестной. “Если бы я выступал на стороне вкладчиков, – говорит он, – я бы апеллировал к “злоупотреблению правом со стороны банка”. Он считает, что суд “чаще всего идет навстречу частным лицам, которые априори находятся в неравных условиях с банком”. Потому шансы – на стороне вкладчиков.

Директор группы крупных проектов юридической фирмы “Вегас-Лекс” Юрий Борисенко согласен со своим коллегой. “Суд вряд ли создаст практику в пользу банка, скорее всего – в пользу вкладчиков”, – говорит он. Борисенко полагает, что у банка шансов на выигрыш в суде нет.

Пункт 3.17 Договора банковского обслуживания “Альфа-Банка”:

“В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского кодекса РФ Стороны договорились, что Банк имеет право вносить изменения в условия Договора и Тарифы. Изменения, внесенные банком в условия Договора и Тарифы, становятся обязательными для сторон в течение 10 календарных дней с даты их размещения Банком на информационных стендах в отделениях Банка, на веб-странице Банка в сети Интернет”.

Впрочем, если вкладчик с этим не согласен, в договоре предусмотрен пункт 3.18:

“В случае несогласия с изменением условий Договора и/или Тарифов Клиент имеет право досрочно расторгнуть Договор, письменно (путем передачи в Банк оригинального экземпляра подписанного заявления о расторжении договора на бумажном носителе) уведомив об этом Банк до начала действий новых условий Договора и/или Тарифов. В случае неполучения Банком письменного уведомления о расторжении Договора Банк считает это выражением согласия с изменением условий Договора и/или Тарифов”.

ГАЗЕТА.GZT.ru

Comments are closed