Автор похвалы

Однако автор похвалы не просто сравнил Калиту с Константином Великим, но, как уже отмечалось исследователями, использовал в этой связи фрагменты «Слова о Законе и Благодати митрополита Иларио- на, скомпоновав их по-своему. Заслуживает внимания избирательный подход автора похвалы к тексту «Слова о законе и благодати». Здесь бросаются в глаза два дополнения и одна замена. Автор похвалы ввел в свое произведение отсутствующие в параллельном тексте «Слова» образы Константина Великого и апостола Андрея. Однако это едва ли было его изобретением. В обширном рассуждении митрополит Илари- оя уподобляет князя Владимира Константину Великому. Апостол Андрей не назван в «Слове» прямо по имени, но, по-видимому, косвенно упомянут.

К собственному отбору создателя похвалы можно отнести только замену апостола Марка на апостола Филиппа. Чем вызвана эта перемена? Нельзя, конечно, полностью исключать случайность, личные мотивы автора похвалы. И все же более вероятно, что за этой заменой.скрывалась определенная публицистическая мысль. В биографии апостола Марка нет никаких точек соприкосновения с Русью. Иное дело Филипп. Он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии, казнен и похоронен в Иераполе, в южной Фригии. Память апостола Филиппа праздновалась 14 ноября — в тот же день, что и память Александра Невского. Имя Филиппа носил л 40-дневный Рождественский пост, начинавшийся 15 ноября.

Заметим, что автор похвалы в этой смысловой части, не углубляясь в перечисление достойных похвалы дел князя Ивана, просто замечает, что он сотворил в Русской земле -«дела подобна. правоверному цесарю Костянтину». Данное сравнение призвано усилить аргументацию права князя Ивана на царское достоинство: он сделал в своей земле то же, что «цесарь» Константин — в своей.

Автор похвалы не стал отклоняться в сторону, перечисляя заслуги Константина Великого. Однако любой образованный человек той эпохи знал, что именно в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона содержится развернутый перечень деяний Константина Великого и его первого русского подражателя – князя Владимира Святославича. Важнейшие из них — утверждение вместе с епископами закона для народа, распространение в народе христианской веры, Константин со своей матерью Еленой принесли крест из Иерусалима в Византию; Владимир со своей бабкой Ольгой (в крещении Елена) перенесли символический крест — христианскую веру — из нового Иерусалима (Константанополь) на Русь, в Киев.

Comments are closed