Автор приписки

Очевидно, что автор приписки, не вполне владея еврейским, римским и византийским календарями, запутался в них либо и не стремился к точности, используя все системы иносказательно, как своего рода метафоры. Последнее вполне вероятно: он действовал подобно художнику и создавал своего рода «вселенскую» заставку перед текстом похвалы. В самом тексте московский князь сопоставляется с израильскими царями Давидом и Соломоном, римским императором Константином Великим, византийскими императорами Юстинианом и Мануилом. Эти сопоставления и определили включение в хронологическую заставку элементов древнееврейской, римской и византийской календарных систем. Отсюда следует, что похвала не экспромт, а целостное, тщательно обдуманное произведение.

Сама идея такой своеобразной хронологической заставки, несомненно, заимствована автором похвалы из книги пророка Иезекииля, на которую он прямо ссылается несколькими строками ниже. Пророк неоднократно сообщает даты своих видений. Все датировки открывают текст главы или самостоятельную ее часть. Кроме того, все они, как и датировка перед похвалой Ивану Калите, весьма противоречивы и туманны. В книге пророка Иезекииля датировки имеют не столько хронологическое, сколько художественно символическое значение. Они кац бы усиливают достоверность и значимость самих видений, но не «приземляют» их излишним реализмом.

Весьма сложным является принципиально важный вопрос о том, в каком году была сделана изучаемая запись. Дополнительное подтверждение датировки Сийского Еьангелия началом 1340 г. можно найти в его месяцеслове. Там памяти святых и праздники расположены в порядке сентябрьского церковного года начиная с 1 сентября. Под 16 июля помещена память «святых отец 630, иже в Халкидоне»3. Известно, что память святых отцов IV Вселенского собора в Халкидоне — переходящий праздник. Он приурочен к первому воскресенью после дня св. Евфимии (11 июля)4. В 1340 г. 16 июля было воскресеньем. Переписчик святцев Сийского Евангелия (или их протографа) внес переходящую память святых отцов IV Вселенского собора в ряд фиксированных памятей месяцеслова, поместив ее под тем числом, на которое она приходилась в год написания книги.

Comments are closed