Бесчисленные сборы

Дорого обошлась населению постройка Вышневолоцкого и Ладожского каналов. В течение ряда лет собирались огромные денежные суммы с крестьян и посадов. За счет же населения осуществлялось дорожное строительство. Собирали деньги «на починку и строение дороги от С.-Петербурга до реки Волхова», на постройку «новой дороги от Волхова до Москвы», на починку «от Москвы до Новагорода дороги и мостов», на мощение дорог и мостовых. Подвоз дикого камня и песку также возлагался на крестьянских и посадских людей.

Все эти бесчисленные сборы обычно производились с «доль дворового числа» по переписи 1678г., невзирая на то, что перепись 1710г. показала большую убыль дворов. Крестьяне должны были платить за все «пустые и выморочные дворы». Об этом свидетельствует одна из челобитных крестьян села Новлянского, Вологодского уезда. В челобитной указывалось, что из числящихся 72 дворов к 1710г. осталось только 36 дворов, а выплачивать все сборы они должны были за 72 двора, «и от того они великого платежа в конец разорились и многие из них в мире скитаются». Но не только бесчисленными денежными сборами расплачивалось крестьянство за широкий размах петровских преобразований. Оно платило кровавой ценой десятков и сотен тысяч человеческих жизней, вырываемых из крестьянских семей не только рекрутскими наборами, но и бесконечными мобилизациями на различное строительство.

Еще с 90-х годов XVII века царь начал требовать сотни и тысячи крестьян «к строению морских судов», к «струговому делу», к «лесной работе» (заготовка корабельного леса), в «кормщики», в «гребцы на плоты», к постройке дорог, на сооружение фортификационных укреплений и т. д..  С начала XVIII века в связи с ведением войны и развертыванием строительства флота, каналов, дорог, крепостей, городов эти требования возрастали. Мобилизация десятков и сотен тысяч крестьян на эти работы обескровливала и разоряла крестьянское хозяйство.

Петр требовал проведения больших работ по строительству военных укреплений под Смоленском, Брянском, Москвой, на украинско-польской границе и т. д. куда сгонялись десятки тысяч крестьян.

Десятки тысяч крестьян постоянно находились в лесах на заготовке «корабельных припасов», тысячи крестьян занимались их подвозкой к верфям. Тысячи плотников занимались строительной работой.

Завоевание портов на Балтийском море усилило судостроение. Заработало несколько новых верфей. Увеличились мобилизации крестьян. Сенатским указом от 24 мая 1711г. было объявлено о присылке для строительства новых кораблей дополнительно 1 400 плотников.

Comments are closed