Церковная и светская централизация

В данном случае церковная и светская централизация шли параллельно, не вступая в противоречие друг с другом. История с новой московской архимандритней призвана была наглядно продемонстрировать всей Русской Церкви прерогативы митрополита в данной области.

Между тем митрополит Феогност, проявлявший в эти годы необычайную энергию и подвижность, вскоре вновь приехал в СевероВосточную Русь. Уже в феврале – марте 1330 г. он находился в Костроме, где состоялся архиерейский собор. На нем, в частности, рассматривался конфликт между саранским и рязанским владыками о спорной области Червленый Яр. Тогда же, 2 марта 1330 г., в пятницу, была совершена хиротония суздальского епископа Даниила.

Очевидно, съезд иерархов в Костроме был приурочен митрополитом к обычному дню епархиальных съездов духовенства — Соборному воскресенью, то есть первому воскресенью Великого поста (25 февраля 1330 г.). Кострома входила в состав собственно митрополичьей епархии и он, как ее глава, должен был встречаться со своим духовенством именно в этот день.

Феогност не хотел устраивать съезд в Москве или во Владимире по политическим мотивам: в первом случае он слишком явно оказал бы предпочтение Ивану Калите, во втором — его соправителю Александру Суздальскому. Кострома была более нейтральной территорией, хотя по разделу 1328 г. верховная власть здесь принадлежала все же Ивану Калите.

В Соборное воскресенье на торжественном архиерейском богослужении читался Синодик, содержавший проклятья всякого рода еретикам и славословия благочестивым царям и князьям. Состав Синодика менялся в соответствии с особенностями церковно-политической ситуации, асам он неизменно был эффективным инструментом идейной борьбы.

Именно тема Синодика была, по-видимому, одной из главных тем костромского собора. Наличие двух великих князей Владимирских одновременно неизбежно вызывало вопрос: кого из них следует поминать первым? Порядок поминания в Синодике служил образцом и для поминаний на ектенье во всех приходских храмах. Таким образом, речь шла о признании церковью политического первенства того или иного правителя.

С разделом великого княжения Владимирского связано было и поставление суздальского владыки. С переездом митрополита Максима в Северо-Восточную Русь владимиро-суздальская епархия была ликвидирована, ее территория включена в состав митрополичьей епархии, а сам владыка Симеон в 1299 г. переведен на вакантную ростовскую кафедру.

Comments are closed