Дмитровский собор

Дмитровский собор (придворный храм, выстроенный князем Всеволодом Большое Гнездо во имя своего небесного покровителя святого Димитрия Солунскош) повторился в Димитриев ской церкви. Ее сменил одноименный придел Успенского собора. Пантелеймоновский придел Успенского собора во Владимире, в котором покоился его устроитель митрополит Максим, был воспроизведен в Петроверигском приделе московского Успенского собора.

Следующим шагом Калиты должно было стать устройство близ княжеского дворца и митрополичьего двора мужского монастыря — аналога придворных монастырей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Придворный монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы основал во Владимире великий князь Всеволод Большое Гнездо в 1191 г. Посвящение главного храма нового монастыря предопределялось тем особым почитанием Богородицы как заступницы ВладимироСуздальской Руси, начало которому положил князь Андрей Боголюбский. В XIII столетии Рождественский монастырь стал главной обителью всей Северо-Восточной Руси. Его настоятели с 1230 г. носили почетный и редкий в то время сан архимандрита. Из иноков этой обители подбирались кандидаты на епископские кафедры. Во время своих приездов во Владимир обычно здесь останавливался киевский митрополит. Перенос митрополичьей кафедры из Киева во Владимир в 1299 г. превратил обитель в постоянную резиденцию митрополита. И после переезда главы Русской Церкви в Москву этот монастырь еще долго сохранял свое прежнее положение. Только в 1561 г. Иван Грозный особым указом передал первенство среди русских обителей Троице- Сергиеву монастырю, поставив Рождественский на второе место.

Дед Ивана Калиты великий князь Александр Ярославич Невский питал особое почтение к Рождественскому монастырю и завещал похоронить себя в его стенах, Благодарные иноки чтили память князя и работали над составлением его жития. Для этого у них имелись необходимые источники: монастырь обладал хорошей библиотекой. Здесь велось летописание, работали многие выдающиеся книжники и писатели XIII в.

История владимирского Рождественского монастыря предопределила многое в истории его московского собрата — Спасского монастыря. Так же, как и владимирский, московский монастырь был задуман как придворный, расположенный близ княжеского дворца. Историк Москвы И. Е. Забелин полагал, что Спасский монастырь существовал ва Боровицком холме задблго до Калиты".

Comments are closed