Достоинства правителя

Достоинства Ивана Калиты как правителя редко уживались с христианскими добродетелями. И все же одна из его личных добродетелей, несомненно, была и достоинством правителя. Речь идет о милосердии.

Тема милосердия приобрела особое значение в период «злой татарщины», когда количество «сирых» и «вдовиц» на Руси многократно возросло. Монах Яков в своем послании воинственному ростовскому князю Дмитрию Борисовичу (около 1281 г.) напоминал известные, но оттого не менее важные истины: «.милостивии цомиловани будут, милость бо на суде всем лишнее хвалима есть и смерти избавляет»53. Ой вспоминал и перефразировал -«Слова святого Василия»: «Человече, на торгу еще еси житиисцем; да иже торг не разыдется, купи си милостыню нищих помилованье от Бога».

Исходя 4из худшего», можно утверждать, что прославленное «Похвалой» и летописью милосердие Ивана Калиты — не более, чем дань 4 литер ату рн ому этикету», требовавшему изображать князей идеальными правителями. Однако от подобных подозрений князя спасает уникальное прозвище, иронический оттенок которого убеждает, что оно родилось в народе, а не выдумано придворными книжниками. Подобно тому как Александр Невский остался в памяти народа как храбрый, а Иван IV как грозный правитель, — так Иван Данилович стал в ней символом правителя доброго. Именно так его и называет один из древних источников — Иван Добрый.

В.   О. Ключевский, весьма скептически отзывавшийся о способностях московских князей XIV-XV вв., нашел, однако, несколько добрых слов для Калиты. Историк тонко почувствовал, в чем состояло своеобразное очарование личности князя Ивана для современников. Став великим князем, Иван Данилович «первый начал выводить русское население из того уныния и оцепенения, в какое повергли его внешние несчастия. Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить в нем общественную безопасность и тишину, московский князь, получив звание великого, дал почувствовать выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси, Этим он подготовил себе широкую популярность, то есть почву для дальнейших успехов».

Но Калита как историческая личность был гораздо значительнее, чем просто добрый и милосердный правитель, хороший хозяин, образцовый устроитель своего удела». Порядок, который он навел в своем Московском княжестве и других подвластных ему землях, был, по существу, новым решением вечной проблемы власти.

Comments are closed