Два хронологических пласта

Данная запись восходит к Своду 1408 г. и состоит из двух хронологических пластов. Первый — запись современника о постройке в московском Кремле каменного Спасского собора и основании князем Иваном Даниловичем Спасского монастыря. Это сообщение, основанное на современной событию записи, следует отнести к Своду 1340 г. Оно первоначально заканчивалось словами «и всякими узорочьи». Второй хронологический пласт — рассуждение об архимандрите Иоанне и о переносе архимандрнтии из Данилова монастыря в Спасский. На время этой записи указывает упоминание оеще здравствующих «древних старцах», которые помнят времена, когда архимандрития была в Даниловой монастыре. Время молодости «древних старцев» — 1330-е гг., а время их старческих припоминаний — 1380-е гг. Таким образом, воспоминання о даниловской архимандритии и спасском архимандрите Иване попали в московскую летопись не на этапе Свода 1408 г., как полагал М. Д- Приселков, а, скорее всего, на этапе Свода 1389-1392 гг. («Летописца Великого Русского»), дополнив сообщение об устройстве Спасского монастыря. Можно думать, что этот историко-церковный экскурс был порожден борьбой между игуменами московских монастырей за первенство, символом которого служил сан архимандрита. Известно, что в конце 70-х годов XIV в. в Москве архимандритами были и настоятель Высоко-Петровского монастыря Иоанн, и настоятель Чудова монастыря Елисей Чечетка, и настоятель Спасского монастыря Иван Непейца. Последнего на посту архимандрита сменил княжеский печатник поп Митяй. Назначение новичка, в монашестве Митяя, на столь почетную ступень произошло по настоянию великого князя Дмитрия Ивановича и вызвало сильное недовольство в московских монашеских кругах. Резкое вмешательство Дмитрия Донского в церковные дела привело к длительному кризису в отношениях митрополичьей кафедры и великокняжеской власти.

В условиях «смуты на митрополии» в 1380-е гг. высшие иерархи, участвовавшие в борьбе за митрополичий престол, стремились провести своих людей в сан архимандрита и получить тем самым поддержку московского монашества.

С кончиной Дмитрия Донского и митрополита Пимена в 1389 г. ситуация постепенно нормализуется. Новый великий князь Василий I в 1390 г. приглашаете Москву опального митрополита Киприана, который и объединил под сиоей властью все православные епархии на территории Литвы и Великороссии.

Comments are closed