Фактические неточности

Во-первых, во всех четырех первых статьях, предшествующих Комиссионному списку Новгородской 1 летописи, много фактических неточностей, пропусков и ошибок. Во-вторых, следует сравнить данное родословие с его аналогом в следующей статье. А се князи Русьстии». Там последовательность перечисления князей-братьев определяется не их возрастом, а исторической значимостью с точки зрения книжника первой половины XV в.; «И от сего князя Александра пошло великое княжение Московьское. Александр роди 4 сыны: Данила Московьскаго, Дмитриа Переяславьскаго, Василия Костромьскаго (ошибочно. — И. Б ), Андрея Городецкого. От сего Андреа пошло колено Суждальскынх князей. А се Даниловичи великии князи: Юрьи Даниловичь, Иван велнкии князь, Семеон Иванович, Иван Иванович, Дмитрии Иванович, Василии Дмитриевич.

Не исключается, что тот же принцип подборки – «по великим князьям» — определил и порядок расстановки сыновей Даниила в статье «Родословие тех же князей». На это косвенно указывает и эпитет Юрия Даниловича — «Юрьи Великыи». Он явно означает не имя собственное, а лишь сокращение титула «великий князь». Другим великим князем из сыновей Даниила был только Иван. Быть может, потому-то он и поставлен в перечне сразу после Юрия.

Наконец, требует комментариев и та схема сыновей Даниила, которая представлена в Русском Хронографе, Никоновской и

Воскресенской летописях и более поздних памятниках. По наблюдению Б. М. Клосса, составители Никоновской летописи заимствовали перечень сыновей Даниила Александровича из Русского Хронографа, созданного в 1516-1522 гг. иноком Иосифо-Волоцкого монастыря Досифеем Топорковым. Племянник Иосифа Волоцкого, Досифей, был одним из самых эрудироианных людей своего времени. Его перу принадлежит и Волоколамский патерик, содержащий уникальные сведения об Иване Калите и митрополите Петре. В патерике Досифей использовал воспоминания преп. Пафнутия Боровского (ум. в 1477 г.), близкого к московскому княжескому дому. Все это позволяет думать, что Досифей был достаточно хорошо осведомлен о порядке старшинства сыновей князя Даниила Александровича. Во всяком случае данный вопрос отнюдь нельзя считать решенным.

День рождения княжича Ивана определить еще труднее, чем год его появления на свет. Однако и здесь можно найти в источниках некоторые косвенные указания, приоткрывающие истину. На печатях Ивана Калиты изображен его патрональный святой, которого большинство исследователей определяет как Иоанна Предтечу. Таким образом, можно думать, что княжич Иван был назван в честь «ангела пустыни».

Comments are closed