Фразеология панегирика

Кроме того, как будет показано ниже, фразеология панегирика и гео идейная направленность тесно связаны с произведениями, бесспорно возникшими в 40-е годы XIV в., — похвалой Ивану Калите в Сийском Евангелии и его летописным некрологом.

Упоминание о сорока тдах «тишины», конечно, появилось при позднейшем редактировании московского Свода 1340 г.4 Можно предположить, что эта вставка была сделана при работе над Сводом 13891392 гг. Его создатели обратили внимание на ремарку, сделанную кем-то из московских летописцев при ведении погодных записей: «От Федорьчтоковы до Олгердовы рати лет 41»30. Сохранив ее в своем тексте, он развил эту хронологическую тему применительно к статье 6836 г., превратив ординарную цифру 41 в мистическую, вызывающую многозначительные аналогии цифру 4031.

В результате этой редакторской работы в тексте панегирика, существовавшего уже в Своде 1340 г., произошел сбой. Фраза «и бысть оттоле тишина велика по всей земли», а точнее, ее последние слова оказались отсечены сакральной цифрой 40. Не желая полностью утратить оказавшуюся неуместной фразу, летописец (вероятно, на этапе Свода 1389-1392 гг.) поместил ее в самом конце панегирика, в виде своего рода «довеска», нарушив тем самым цельность и стройность всего произведения.

Обратившись к самому тексту панегирика, находим в нем целый ряд идей и образов, перекликающихся с похвалой Ивану Калите в Сий- ском Евангелии. Это, прежде всего, «великая тишина» — длительный мир, установление которого современники считали важнейшей заслугой Калиты и вместе с тем — свидетельством милости Божией к этому князю.

Среди основных источников летописного панегирика Ивану Калите были и древнерусские летописи. В частности, панегирик и в смысловом и в текстовом отношении связан с рассказом об антитатарском восстании 1262 г. в Своде 1305 г. В этом легко убедиться, вчитавшись в текст Лаврентьевской летописи под 1262 г. (слова и выражения, встречающиеся в тексте об Иване Калите, даны курсивом).

«В лето 6770. Избави Бог от лютаго томленья (в панегирике -«истомы». — Н. Б.) бесурменьскаго люди Ростовьския земля, вложи ярость в сердца кристьяном.

Comments are closed