Главная тема 9-го псалма

Главная тема 9-го псалма — прошение к Господу об отмщении «нечестивым» народам, язычникам эа их злодеяния: «Да возвратятся грешницы во ад, вен яэыцызабывающий Бога»; «Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся яэыцы пред тобою»; «Господь царь во век и в век века: погибните, языцы, от земли его». В этом тематическом ряду стоит и фраза, воспроизведенная в похвале Ивану Калите.

Приведенная в похвале цитата перекликается с одним фрагментом из книги пророка Исайи, в котором осуждаются те, кто обращается за помощью к египтянам, чтобы защитить Израиль от нашествия ассирийцев: «Горе сходящым во Египет помощи ради, уповающим на кони и на колесницы. египтянина человека, а не Бога, конски плоти, и не будет помощи: Господь же наведет руку свою на ня, и утрудятся помогающий, и вси вкупе погибнут».

Таким образом, общий смысл цитаты из 9-го псалма, приведенной в похвале, можно передать так: великий князь Иван славен еще и тем, что он навел страх на «языков», заставил их понять, что они всего лишь люди, а не боги. Однако если под «языками» понимать «поганых» татар, то такой комплимент Калите выглядит весьма неожиданно: насколько известно, он никогда не выходил из повиновения Орде. Данное недоумение можно объяснять по-разному. Во-первых, это мог быть чисто риторический прием, который не следовало понимать буквально. Ведь и о столь же лояльном по отношению к Орде Александре Невском его современник-биограф писал, что «жены моавитские» пугали непослушных детей угрозой: «Александр едет!». Во-вторых, под «языками», которых устрашил княэь Иван, можно понимать не язычников (татар, литовцев), а своих, русских. Слово «языки» можно понимать и как «народы». В этом случае под «языками» могут подразумеваться все устрашенные Калитой соотечественники — тверичи, новгородцы, рязанцы, ростовцы, псковичи. Такое понимание смысла цитаты из 9-го псалма представляется нам наиболее убедительным.

Вторая половина рассматриваемого фрагмента похвалы Ивану Калите («То же рек: «Боже, суд цесареви дай же правду сынови цесареву») представляет собой начальную фразу уже упомянутого выше 71-го псалма. Она нередко встречается в древнерусских текстах, посвященных прославлению мудрого правителя30. Под «цесарем» подразумевается библейский царь Соломон, чье правление было «золотым веком» еврейской истории.

Comments are closed