Иная версия предания

Несколько иная версия этого предания, согласно которой князь Иван Данилович имел видение горы с заснеженной вершиной во время охоты в урочище Высокое близ Москвы, содержится в «Сказании о чудесах митрополита Петра», созданном около 1470 г. московским книжником по имени Кифа. Это версия запечатлена в четырнадцатом клейме знаменитой житийной иконы митрополита Петра, созданной в конце XV в. художником из круга Дионисия. Два всадника, князь Иван и его спутник боярин Протасий, в изумлении взирают на дивную гору с заснеженной вершиной. Но особенно красочно эта история изложена в Мазуринском летописце (конец XVII в ). Здесь кроме горы и снега появляется третий символ — широкое поле, по которому ехал князь с Протасием. Митрополит объяснил Ивану его видение так; -«Поле великое — твое государьство Московское, а гора великая ты, государь, а снег на горе, то аз многогрешный; начат снег таяти, то преже мне умрети, а после меня и тебе, государю, преставитися, егда услышит и старца к тебе пришедша и у дверей толкущеся, и ты уразумевши жития твоего конец». С тех пор князь Иван «всегда старца того ожидаше пришествия». На месте видения снежной горы князь Иван устроил монастырь с храмом в честь иконы Боголюбской Божией Матери. Эта икона со времен Андрея Боголюбского считалась палладиумом Владимирской Руси.

Старец ПафнутиЙ Боровский рассказывал ученикам и следующую поучительную историю из жизни митрополита Петра. Однажды, когда святитель молился в храме «о некоих делах земских», его келейник инок Целада обратился к нему с таким упреком: «Ты молишися и хоще- ши услышан быти, а в казне у тебе три рубли». Митрополит велел келейнику тотчас пойти и раздать последние деньги нищим. После этого немедленно исполнилось то, о чем он просил Бога в своей молитве. «Вижь ми, каково нестяжание имяше блаженыЙ сей, н сего ради наречен бысть новый чюдотворец»74, — завершает старец Пафнутий. Трудно сказать, достоверен ли этот рассказ. Но именно так и должен был поступить верный ученик патриарха Афанасия.

Москва глубоко чтила умершего святителя. Среди москвичей ходили рассказы о его посмертных чудесах. Один иноверец, присутствовавший на его похоронах, клялся, что увидал своими глазами, как при перенесении тела Петра в гробницу умерший приподнялся на одре и благословил весь народ и князя Ивана. Некий сухорукий юноша исцелился у гробницы Петра уже через 20 дней после его кончины. Потом чудесным образом Петр исцелил слепого.

Comments are closed