Источник сведений

Для выяснения истоков записи о Спасском монастыре в Своде 1389-1392 гг, следует отметить и то, что одним из самых близких к митрополиту Киприану людей был ростовский епископ Григорий, получивший кафедру в 1396 г. Именно он мог быть источником сведений о том, что бывший спасский игумен Иван, став ростовским владыкой, дожил до глубокой старости и оставил по себе добрую память. Вероятно, еще до поставления на ростовскую кафедру Григорий был как-то связан с этим городом. Впрочем, не исключается и то, что он был причастен к составлению митрополичьего Свода 1408 г, и внес дополнение о ростовском периоде деятельности архимандрита Ивана уже на этом этапе летописной работы.

Как бы там ни было, автор второй части записи, несомненно, был достаточно хорошо осведомлен о личности первого спасского архимандрита. Характеризуя его достоинства, он использует не обычные трафаретные выражения («благочестивый», «блаженный», «смиренный» и т. п.), а достаточно индивидуальные, «портретные» определения — «мужа сановита. разумна же и словесна и сказателя книгам».

Вчитываясь в текст записи, можно заметить и еще некоторые подробности, относящиеся к архимандриту Ивану. Сказано, например, что князь Иван Данилович «приведе» иерарха в новый монастырь. Данное выражение, видимо, употреблено не случайно. Оно указывает на то, что Иван не был воспитанником одной из московских обителей, а был именно «приведен» в Москву откуда-то издалека. В этой связи уместно вспомнить о той волне переселений из Ростова в Московское княжество, которая имела место около 1328 г.76 Возможно, среди прочих князь Иван «привел» тогда в Москву и украшенного многими достоинствами «сказателя книгам» Ивана.

Примечательно, что летописная запись не говорит о доставлении Ивана в сан архимандрита. Видимо, он уже имел его, придя в качестве настоятеля в создаваемую Калитой Спасскую обитель. Если бы Иван был прежде архимандритом Данилова монастыря, этот факт был бы, конечно, отмечен автором записи об основании Спасского монастыря. Помимо настоятеля Данилова монастыря сан архимандрита имели в то время в Северо-Восточной Руси только игумены Рождественского монастыря во Владимире, Авраамиева Богоявленского монастыря в Ростове и Спасского монастыря в Ярославле”.

Comments are closed