Истолкование роли

Такое же истолкование роли Петра в постройке храма находим и в Софийской 1 летописи: «Того же лета заложена бысть церкви камена святая Богородица на Москве митрополитом Петром».

Источник такой трактовки находим в Синодальном списке Новгородской 1 летописи (первая половина XIV в.), где под 6834 мартовским годом читается следующий текст: «Той же зимы преставися митрополит Петр всея Руси на Москве, и положиша и в церкви святыя Богородица, юже сам начал здати камену; молитвами его у гроба его створи Бог чюдеса»37. Известно, что как Софийская 1 летопись, так и Владимирский летописец связаны с новгородской летописной традицией. Отсюда же (возможно, через промежуточные памятники) эта трактовка попала и в Никоновскую летопись.

Составитель Новгородской 1 летописи рассматривал постройку каменной Успенской церкви в Москве не как самостоятельное и

достойное внимания событие, а как одну из составляющих другого, более важного события общерусского значения – кончины митрополита Петра и чудес у его гроба. Он отметил факт участия митрополита в создании каменной церкви, так как привык отмечать аналогичные акции новгородских владык. Сама же информация и об участии митрополита в строительстве своей будущей усыпальницы, и о посмертных чудесах Петра была заимствована составителем Синодального списка Новгородской 1 летописи, очевидно, из Первоначальной редак-ции «Жития митрополита Петра», подготовленной в 1327 г. и рассмотренной иерархами на Владимирском соборе. Там было принято решение о местном почитании Петра как святого. В этой связи список его жития был отправлен и в Новгород. Для новгородского летописца было существенно, конечно, лишь то, что митрополит Петр — первый общерусский святой «татарского периода», чья святость не приправлена местным патриотизмом той или иной княжеской ди- настии. Что касается его связи с Москвой, — то составитель Синодального списка Новгородской 1 летописи решительно отбросил всю информацию на сей счет, содержавшуюся в -«Житии митрополита Петра».

Таким образом, ранние источники содержат две версии постройки Успенского собора в московском Кремле. Согласно первой (Симеоновская — Троицкая летописи) это было совместное начинание митрополита и его смиренного духовного сына князя Ивана; согласно второй (Синодальный список Новгородской 1 летописи) Петр действовал самостоятельно и по собственной инициативе, созидая себе каменную усыпальницу в Москве.

Comments are closed