Известие о знамении в Новгороде

Знаменательно, что новгородские летописи не отметили пребывания Андрея в Новгороде. Очевидно, Калита послал сына в Новгород исключительно как знак своего присутствия. Сопровождавшие княжича московские бояре должны были предотвратить возможные попытки Александра Тверского утвердиться в Новгороде во время пребывания Калиты в Орде. Миссия Андрея была, таким образом, лишь поводом для отправки на Волхов сильной московской «делегации». 

Время возвращения Калиты из Орды на Русь неизвестно. Единственное указание на сей счет содержит Владимирский летописец под 6847 г.: «Того же лета прииде из Орды князь Иван Данильевич месяца августа 13 день. Во церкви у святаго Лазаря от иконы святая Богородици явися знамение, из обею очию слезы течааху». Здесь, конечно, ошибка летописца: знамение от иконы Богородицы, согласно Новгородской 1 летописи (Комиссионный список), имело место именно 13 августа 1339 г. («Того же лета бысть знамение, месяца августа в 13, у святого Лазаря от иконы святыя Богородица навечернии из обею очью яко слезы течаху,.»)Ч В протографе Владимирского летописца (как и в Новгородской 4 летописи) известие о знамении в Новгороде начиналось с даты: «Месяца августа в 13 день».  Переписчик по рассеянности отнес ее к концу предыдущего сообщения о возвращении Ивана Калиты из Орды. В принципе нельзя исключить возможность того, что два события (знамение в Новгороде и возвращение Калиты в Москву) имели место в один и тот же день. Однако приведенные выше соображения заставляют отнестись к такой возможности с большой о сто рож н остью.

Как бы там ни было, новгородское чудо случилось именно тогда, когда его можно было ожидать. Во-первых, это было за два дня до праздника Успения Божией Матери, в котором характерное для русского православия усиленное почитание Богородицы достигало наивысшей точки. Шел Успенский пост. Чудо случилось в пятницу. В субботу весь Новгород ходил дивиться на источавшую слезы икону Богоматери, а в воскресенье праздновали Успение.

Однако сам характер знамения был весьма тревожным. Слезы от иконы Богоматери в новгородской традиции понимались как знак того, что Пречистая молит своего Божественного Сына помиловать многогрешных новгородцев и отвести надвигающуюся на город беду. Так объяснял летописец чудесное истечение слез от иконы Богородицы в трех церквах Новгорода в 1169 г. перед нашествием суздальцев.

Comments are closed