Известнее о втором походе

Под 6816 г. известнее о втором походе Михаила Тверского на Москву вошло и в московские летописные своды второй половины XV — начала XVI в. Никаких существенных дополнений к изначальной информации Свода 1408 г. (Троицкой летописи) поздние летописи не содержат.

Судя по московской окраске данного известия, его точной дате и характерному лаконизму, оно восходит к древнейшему слою московского летописания.

Второй поход Михаила Тверского на Москву отличался необычайной стремительностью: 16 июля 1307 г. князь еще был в Новгороде, а 25 августа уже стоял под стенами Москвы. Очевидно, еще до возвращения князя в Тверь там были собраны большие силы, с которыми он и выступил на Москву. Михаил хотел наказать Юрия за его происки в Новгороде, а может быть, и заставить принять какие-то новые обязательства перед великим князем Владимирским. Конец августа (время сбора урожая) был наилучшим временем для грабежа московских земель. Кроме того, Михаил явно спешил закончить поход до начала осенних дождей. В итоге он ушел назад, заключив мир с Даниловичами10. Условий мира источники не сообщают.

Начиная с 6816 г. в московских летописях, восходящих к Своду 1408 г., тема княжеских деяний временно отступает на второй план, уступая место сообщениям о новом митрополите Петре. Такая перемена обусловлена как определенным затишьем в княжеских распрях, так, вероятно, и личным участием митрополита Петра в раннемосковском летописании. Святитель Петр, несомненно, оказал сильное воздействие на исход политического соперничества Москвы и Твери. Однако установить достоверную картину его деятельности крайне трудно по состоянию источников.

Будущий митрополит Петр родился где-то в середине XIII в. на Волыни. С детства он имел склонность к затворничеству и уже в 12 лет поселился в монастыре. Со временем он сам стал известным подвижником, основателем и игуменом Спасского монастыря на реке Рате близ Львова. Прослышав о «высоком житии» Петра и его ииоков, митрополит Максим посетил их обитель. Это произошло в 1301 г., когда Максим объезжал Галицко-Волынское княжество перед своим визитом в Константинополь. Игумен Петр поклонился иерарху и преподнес ему икону Божией Матеря собственного письма. Эта икона под именем «Петровской Богоматери со временем стала одной из главных святынь московского Успенского собора.

Comments are closed