Культовое строительство

Такими аргументами служили и проникнутые константинопольской церковной символикой новые московские храмы, и культ последователя святого патриарха Афанасия I митрополита Петра, и реформа архимандритии, и личная набожность князя Ивана Даниловича, его истовое преклонение перед святителем, о котором Феогност рассказывал в Константинополе своему другу историку Никифору Григоре.

В целом Иван Калита в своих отношениях с церковью поя вил качества выдающегося политика. Воспользовавшись благоприятной для Москвы внешнеполитической ситуацией конца 20-х — начала 30-х г. XIV в., он сумел резко усилить ее потенциал как религиозного центра. Созданный Калитой новый культовый образ Москвы предопределил закрепление за ней роли церковной столицы Северо-Восточной Руси, центра всей митрополии.

алаженные еще при Юрии Даниловиче прочные московско- новгородские связи помогли Ивану Калите получить сначала часть, а затем и все великое княжение Владимирское. Заняв великокняжеский престол, князь Иван., естественно, хотел сохранить эту традицию. Однако теперь его положение было гораздо более сложным, чем раньше. Если прежде москвичей сближала с новгородцами общая ненависть к тверскому насилию, то теперь эта тема ушла на второй план. Отныне уже сами москвичи должны были сурово требовать от новгородцев своевременной — а иногда и досрочной! — выплаты ордынской дани, заставлять их участвовать в общерусских военно-политических акциях, обеспечивать безопасность их западных рубежей. Все эти неприятные обязанности могли испортить добрые отношения москвичей с Новгородом, подтолкнуть новгородцев к сотрудничеству с тверскими князьями и Литвой.

Новгородские и связанные с ними псковские дела потребовали от нового великого князя всех его дипломатических способностей. Он начал сложную политическую игру, в которой использовал самые различные средства и приемы.

Сильным козырем великих князей Владимирских в их отношениях с Новгородом была ордынская угроза. Тверские князья, кажется, сильно злоупотребляли ею, болезненно задевая достоинство новгородцев, а; порою переходя от слов к делу. Иван Данилович действовал боле гибко. Несомненно, именно он помог новгородцам откупиться от ордынского погрома зимой 1327/28 г. В 1329 г., преследуя по приказу хана; опального тверского князя Александра, укрывшегося во Пскове, князь Иван отказался от помощи татар. В случае их участия новгородско-псковские земли подверглись бы разорению.

Comments are closed