Мартовский стиль

События первой четверти XIV в. в летописании датируются, как правило, по мартовскому стилю. Таким образом, Петр прибыл в Москву между 1 марта 1316 г. и 28 февраля 1317 г.

Это известие трудно заподозрить в недостоверности: во-первых, оно содержится в рукописи середины XV в.; во-вторых, именно в 1316 г. Иван Данилович действительно был правителем Москвы, в то время как его брат Юрий пребывал и Орде.

Рогожский летописец под 6824 мартовским годом сообщает, что митрополит Петр поставил тверского владыку Варсонофия «тое же

зимы»6. Значит, наиболее вероятный срок возвращения Петра из Южной Руси — осень 1316 г. На юге митрополит пробыл, конечно, не менее года: ему нужно было какое-то время пожить в Киеве, а также посетить епархии Галиции и Волыни. Вероятно, эта поездка святителя была связана с кончиной объединителя и могущественного правителя Галицко-Волынс- ких земель князя Юрия Львовича. По мнению исследователей, он скончался в первой половине 1315 г. Митрополит, конечно, должен был без промедления оформить свои отношения с наследниками Юрия — его сыновьями Андреем и Львом. Этого требовал не только долг вежливости, но и шаткость позиций Петра в вопросе о единстве Киевской митрополии.

Приехав в Северо-Восточную Русь, митрополит застал здесь Ми хайла Тверского на вершине власти. Это было лучшее его время, когда он чувствовал себя полным победителем. Конечно, великий князь был раздражен новой неудачей своих диверсий против Петра. И у Петра немало накипело на душе и отношении своих тверских недругов. Поэтому вполне понятно, что митрополит, приехав на северо-восток, направился не в великокняжеский Владимир, где хозяйничали люди Михаила Тверского, а в Москву. Здесь он с радостью был принят своим давним доброхотом князем Иваном Даниловичем. Вероятно, в Москве Петр и поставил нового тверского владыку Варсонофця.

В церковном отношении Москва входила в состав митрополичьей епархии, и потому московские князья по своим духовным делам обращались прямо к митрополиту как к своему епархиальному архиерею. В случае отъезда митрополита епархией управлял его доверенный клирик — наместник.

Москва была крупнейшим городом митрополичьей епархии. Обедневший, многократно разоренный татарами Владимир уже не мог служить достойным местопребыванием для главы всей Русской Православной Церкви.

Comments are closed