Московские летописи

Однако доказать это со всей полнотой не представляется возможным. Московские летописи первой трети XVI в. рассматривают основание Успенского собора ретроспективно, с пиететом по отношению к его святыням. Однако необходимо выяснить, как читалось это известие в ранних московских источниках. В выписках Н. М. Карамзина из Троицкой летописи данное событие никак не фигурирует. Очевидно, это известие в Троицкой летописи отличалось лапидарностью и потому не привлекло внимания историка. Однако в самом тексте «Истории Государства Российского» Карамзин излагает событие в подробностях. «Иоанн исполнил желание старца и в 1326 году, 4 августа, заложил в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Богоматери, при великом стечении народа. Святой митрополит, собственными руками построив себе каменный гроб в ее стене, зимою преставился; над прахом его в следующем году освятил сию церковь епископ ростовский» (курсив Н. М. Карамзина. — Я. Б.). Текст Карамзина очень близок к сообщению СимеоновскоЙ летописи. Однако этот памятник не был известен историку. Между тем, Симеоновская в интересующем нас пространстве «имеет почти тождественный Троицкий текст».

И все же текст Троицкой (СимеоновскоЙ) о закладке Успенского собора, разумеется, не является первоначальным. На это указывает уже само его окончание — «еже и ныне лежить». Ближе к оригиналу вариант Рогожского летописца — тверской обработки Свода 1408 г., обогащенной привлечением дополнительных источников. Под 6834 г. он содержит лаконичное известие: «Того же лета заложиша на Москве Успение Святыя Богородица»53. Сходное чтение находим и в Суздальской летописи по Академическому списку: «Того же лета (6834) заложена бысть церковь святая Богородица на Москве августа 4»34, Возможно, именно ростовская традиция, отраженная в этой летописи, сохранила дату закладки Успенского собора и донесла ее до первых собственно московских летописных сводов (Свод 1340 г., Свод 13891392 гг.). Известна близость ростовского епископа Прохора к митрополиту Петру, а также его личное участие в освящении Успенского собора в 1327 г.

К истокам московского летописания восходят и некоторые известия Владимирского летописца. Его трактовка основания Успенского собора достаточно своеобразна. -«Того же лета Петр митрополит заложи церковь камену на Москве Успение святей Богородици при князи Иване Данильевиче месяца августа 4 день, и гроб себе в ней заложи, в нем же и положены честныя его мощи».

Comments are closed