Московские летописи и устные предания

Этот текст Киприанова «Жития митрополита Петра» известен по рукописи конца XIV в., то есть времени самого Киприан а, занимавшего митрополичью кафедру в 1377-1406 гг. и жившего в Москве в 1381-1382 и 1390—1406 гг. Митрополит хорошо знал московские летописи и устные предания. Эти познания он использовал и в «Житии митрополита Петра». Избранная им для «пророчества Петра» цитата из Библии весьма примечательна. Она взята из ветхозаветной книги Бытия. Праотец Иаков перед кончиной возвещает своим 12 сыновьям их будущее. Особое процветание ои предсказывает четвертому сыну Иуде: «Иудо! тебе похвалят братия твоя, руце твои на плещу враг твоих; поклонятся тебе сынове отца твоего. Скимен львов Иуда, от

леторасли, сыне мой, взошел ecu. Возлег, уснул яко лев и яко скимен: кто возбудит его? Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему, и той чаяние языков.

При разделе Земли Обетованной колено Иудино получило по жребию первый удел.

Предсказание святителя о том, что и его «кости» будут положены в Москве, также имеет как прямой, так и иносказательный смысл. И если прямой смысл этих ело» был очевиден (Петр перед кончиной завещал похоронить себя в стенах московского Успенского собора), то иносказательный открывается лишь через ветхозаветные книги Бытие и Исход. Благочестивый Иосиф, сын Иакова, перед кончиной завещал иудеям вынести его «кости» из Египта и погребсти их в Земле Обетованной. Во время исхода евреев из Египта это повеление Иосифа было исполнено Моисеем. Таким образом, тема «костей» святич«ля Петра, положенных в Москве, есть иносказательное выражение мысли о том, что Москва — место, избранное Богом, своего рода новая Земля Обетованная.

Идея богоизбранности Москвы и рода Ивана Калиты (четвертого из сыновей Даниила) принадлежит к древнейшему пласту московской публицистики.

Известие о закладке Успенского собора в СимеоновскоЙ летописи (через Троицкую летопись и Свод 1408 г.) восходит к московским летописям XIV столетия (Свод 1389-1392 гг., Свод 1340 г.). Оно отличается большой точностью и вместе с тем — обилием подробностей, выдающих руку позднейших редакторов.

«Того же лета в Госпожино говение, месяца августа в 4, на память святого мученика Елфериа, заложена бысть первая церковь камена на Москве на площади, во имя святыа Богородица, честнаго ея Успениа, пресвященным Петром митрополитом и благоверным князем Иваном Даниловичем. Пресвящепнын же Петр митрополит създа себе своима рукама гроб камен в стене, идеже последи положен бысть, еже и ныне лежить».

Comments are closed