На два сюжета

Описывая события 1327-1328 гг., он работал «с оглядкой» на два сюжета об Александре Невском в Своде 1305 г. Первый из них, как показано выше, — рассказ о восстании 1262 г. в СевероВосточной Руси. Другим стал рассказ того же свода о «Неврюевой рати» и приходе на великое княжение Владимирское Александра Невского в 1252 г. И если из рассказа 1262 г. московский летописец заимствовал фразеологию и пафос для темы избавления от «насилия поганых» в правление Ивана Калиты, то рассказ 1252 г. дал ему ключ к изображению тверского мятежа, «Федорчюковой рати» и действий в этой ситуации киязя Ивана Даниловича. Разумеется, такие аналогии имели целью не только оправдать, но и возвысить Калиту, представить его продолжателем политики уже причисленного к святым Александра Невского.

Из статьи 1252 г. Свода 1305 г. заимствована общая логическая конструкция московского рассказа о событиях 1327-1328 гг. В обоих рассказах летописец представляет точку зрения того князя, который пришел к власти после подавления антитатарского мятежа и благодаря расположению Орды. Оба князя (Александр Невский а Иван Калита) в реальности были так или иначе причастны к карательной экспедиции татар, о чем летописец либо вовсе умалчивает, либо лишь вскользь упоминает. Само описание мятежа против татар опущено. Акцент сделан на изображении бедствий, причиненных населению ордынской карательной «ратью». Поведение князя-мятежника изображено в саркастическом тоне. Андрей Ярославич «здума. с своими бояры бегати, нежели цесарем служити, и побеже на неведому землю»; Александр Михайлович Тверской, убоявшись татарской «рати», «побежал с Твери в Псков».

Внимательное прочтение текста Симеоновской летописи, посвященного событиям 1327-1328 гг., позволяет увидеть его как единый рассказ, восходящий к московскому Своду 1340 г. Начало и конец рассказа взаимосвязаны, переплетены нитями единой художественной ткани. Общий рисунок заимствован из рассказа о событиях 1252 г. в Лаврентьевской летописи (Свод 1305 г., основанный в этом сюжете на ростовском своде последней четверти XIII в.). Курсивом выделяем те элементы текста, которые свидетельствуют о его художественном единстве.

В лето 6835. Тое же осени князь Иван Данилович Московский в Орду пошел.

Comments are closed