На плечах бегущих ополченцев

Ворвавшись в город на плечах бегущих ополченцев, татары учинили там страшный погром. Митрополит Петр затворился в церкви и только по счастливой случайности спасся от гибели. Между тем победитель князь Василий повел татар дальше на Карачев и там убил еще одного сородича — князя Святослава Мстиславича Карачевского.

Несомненно, брянская история потрясла Петра и навсегда осталась в его памяти. Похоже, что летописец излагает ее со слов самого святителя: так много в этом эпизоде живых подробностей.

«В лето 6818 пресвященныи Петр митрополит приехал в Дьбрянеск. Во то же время прииде князь Василеи ратью татарскою к Дъбрянску на князя Святослава. Петр же митрополит рече князю Святославу: “Поделися, сыну, с Васильем княжением, или отступися ему, а сам по иди прочь и не биися”, Князь же Святослав наделся на свою силу и мужество, и въэнесеся умом и многою силою брянскою, отвещав рече: “Господине, брянци мя не пустят, хотят за мя головы свои сложити”, и в том не послуша Петра митрополита; яко же есть писано: сын ослушлив прииметъ еъскоре лесть, и пакы рече: да не хвалится силнъш силою своею, ecu 60 на- деющеся силе своей погибоша. И тако князь Святослав ратью великою в силе тяжце за полдни изыде противу рати татарскыя, и поткнуша межи тебе копьи, и състушшася обои, и бысть сеча ала. Брянци же выдали князя Святослава, коромолницы суще, стяги своя повергоша, а сами побегоша. Князь же Святослав токмо с своим двором много бився, последи убьен бысть на полку, месяца апреля в 2 день. Петр же митрополит затворися тогда в церкви, и Бог сьхраня его тогда цела от поганых татар; яко же в писании речеся: избавлю избранного моего оружиа люта и осеню над главою его в день брани30 (курсивом выделены цитаты из Священного Писания, анализ которых дается ниже. — И. Б.).

Данный рассказ имеет ярко выраженный нравоучительный характер, В нем представлены три персонажа, каждый из которых имеет определенную роль. Положительный герой — митрополит Петр, Он не только мудрый пастырь, наставник князя Святослава, — но н Божий избранник. Ему противостоят «крамольники» — брянцы, толкающие князя Святослава на кровопролитие, а затем предающие его. Сам князь наделен воинскими добродетелями, однако его губит гордыня, упование на силу человеческую, а не на волю Божию, выразителем которой был митрополит Петр.

Comments are closed