Небольшое добавление

Это же сообщение в несколько отредактированном виде находится и в Воскресенской летописи, где к нему есть небольшое добавление: Петр устроил себе гроб «близ святаго жрътовника во стене». Данное дополнение, как, впрочем, и тема совместной работы князя Ивана и митрополита над созданием Успенского собора, восходит ко второй, киприановской редакции «Жития митрополита Петра», существовавшей еще в период создания Свода).

В Никоновской летописи дан тот же текст, хотя и несколько отредактированный. Есть новая подробность: митрополит заложил храм-сна площади у своего двора»м. Очевидно, это позднейший анахронизм: переносить митрополичий двор было уместно лишь после завершения строительства кафедрального собора. Примечательной особенностью варианта Никоновской является некоторое умаление роли Ивана Калиты в закладке собора — «.при князе Иване Даниловиче».

В приведенном выше сообщении Симеоновской летописи о закладке храма многое следует отнести к позднейшим украшениям лапидарного изначального известия. По-видимому, не ранее кониа XIV – начала XV в. появилось указание на -«Госпожи но говение». Успенский пост утвердился в обиходе русской церкви не ранее второй половины XIV в.

Указание на память «святого мученика Елфериа» уводит нас в сложнейшую проблематику древнерусского месяцеслова. В русских и греческих месяцесловах XIII—XIV вв. существует множество разночтений. Есть немало месяцесловов, где под 4 августа находится память св. Елевферия26, Однако трудно поверить, что святитель Петр сознательно приурочил закладку собора ко дню памяти этого ничем не примечательного для русских людей той эпохи византийского святого. В некоторых месяцесловах ХШ-Х1V вв., особенно тех, которые связаны с Иерусалимским богослужебным уставом, сменившим Студийский устав в XIII—XIV вв., 4 августа — день памяти 4семи спящих отроков эфесских». Эта память весьма многозначительна по своему историко-церковному содержанию. Однако во времена митрополита Петра она еще не была жестко приурочена к 4 августа. Этот праздник встречается в месяцесловах того времени и под 2 августа29. Есть он и под 7 августа30. Можно предположить, что митрополит Петр сознательно приурочил закладку собора ко дню памяти «семи спящих отроков», которую он относил к 4 августа.

Comments are closed