Неосторожное движение

За те шесть недель, которые Федор Ржевский стоял на Волге, Юрий вполне мог подоспеть ему на помощь. От Москвы до Твери конное войско могло дойти походным маршем за 4-5 дней. Однако Юрий устоял перед искушением. Очевидно, он понимал, что любое его неосторожное движение Михаил Тверской представит хану как мятеж против установленных Ордой порядков. (Именно это пытался сделать в 1306 г. рязанский князь Василий Константинович.) Последствием такого «мятежа» может стать нашествие татар на московские земли. Примечательно, что Юрий принял приглашение на новгородский стол только после того, как тверской княжнч Дмитрий признал за Новгородом право выбирать себе князя по своему усмотрению.

Зимой 1314/15 г., «пред великим заговением», князь Юрий Данилович прибыл в Новгород «на стол». В 1315 г. «великое заговение» (то есть воскресенье Сырной недели, канун Великого поста) приходилось на 2 февраля и совпадало с праздником Сретения, Московский князь хорошо продумал время своего приезда в Новгород. Это была «широкая масленица», время хмельных пиров и гуляний, то есть самое удобное время для доверительных застольных бесед и налаживания неформальных дружеских связей с влиятельными людьми города. В этой обстановке Юрию удобнее было представить новгородским боярам своего младшего брата Афанасия, которого он привез с собой и предполагал оставить на Волхове своим наместником.

Вероятно, ЮриЙ учел и то, что день его интронизации пришелся на так называемое «прощеное воскресенье», когда христиане по обычаю просили друг у друга прощения за обиды и клялись забыть все плохое, что было в прошлом. В 1315 г. Сырная неделя была примечательна не только масленичным весельем, но и обилием торжественных богослужений. Здесь Даниловичи могли показать новгородцам свое благочестие и щедрость ко храму, свое уважение к новгородским святыням. В четверг, 30 января,

чествовали «трех святителей» — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; в пятницу 31 января прославляли новгородского епископа Никиту, почитавшегося новгородцами как святого; в субботу, 1 февраля, — предпраздненство Сретения, а в воскресенье — само Сретение в сочетании со службами «прощеного воскресенья».

Comments are closed