Оценка субъективного момента

Второе направление — оценка субъективного момента в успехах Москвы, характеристика политики первых московских князей. Здесь при обзоре историографии мы имеем дело лишь с целым рядом «экспертных оценок» — высказываний историков, зачастую весьма противоречивых. Систематизация и анализ этих разрозненных идей и положений — одна из задач данного историографического очерка.

Малоизученным аспектом проблемы является трактовка политического наследия первых московских князей в памятниках древнерусской публицистики (летописях, литературных произведениях). Этим сюжетом мы считаем необходимым начать данный историографический очерк: оценка деятельности московских князей первой половины XIV в. в трудах историков Нового времени во многом была предопределена суждениями древнерусских книжников на эту тему.

В Московской Руси существовал постоянный и естественный интерес к «отцам-основателям» московской государственности и их политическому наследию. Но если отношение к самим личностям (Даниилу Александровичу, Юрию Даниловичу, Ивану Калите и его сыновьям) обычно не выходило за рамки ритуального почитания «прародителей» правящего великого князя или царя, то восприятие их наследия менялось в зависимости от конкретно-исторической ситуации и политических приоритетов эпохи. Из основополагающих принципов политики Ивана Калиты (как наиболее известного из первых московских князей) выделяли то его стремление к миру с Ордой и Литвой, то его энергичную деятельность по увеличению территории Московского княжества, то его почтительное отношение к иерархам и монастырям.

Высказывания древнерусских книжников относительно причин возвышения Москвы и деятельности ее первых правителей могут быть правильно поняты только в контексте их общих исторических представлений. Известно, что теоретическим фундаментом исторических концепций средневековья был провиденциализм — уверенность в том, что все в мире происходит по воле Божией. Познать пути Божиего Промысла смертным не дано. Однако его тайна приоткрывается в знамениях, речах боговдохновенных людей (пророков, юродивых), а порой и в случайных, на первый взгляд, хронологических совпадениях.

Пути Божиего Промысла неисповедимы. И все же Всевышний действует, принимая во внимание поведение людей, каждый из которых наделен свободой воли и в своей повседневной жизни постоянно делает выбор между грехом и добродетелью. Бог неизбежно накажет человека (или сообщество людей) за грехи и воздаст за добродетель.

Comments are closed