Определение даты

По одним расчетам, это произошло 12 апреля 1308 г., по другим – 21 апреля 1309 г., по третьим — с 3 ноября по 2 декабря 1309 г. В ярлыке, в частности, говорилось: А как ты во Владимире сядешь, то будешь Богу молиться за нас и за потомков наших».

5 июня 1308 или 1309 г. митрополит Петр во Владимире-на-Клязь- ме рукоположил новгородского владыку Давида. В пользу первой даты высказывался А, Е. Пресняков. Вторую дату следует принять, если взять за основу наблюдение Н. Г. Бережкова над хронологией летописей за эти годы, В данном случае предпочтение следует отдать точке зрения Н. Г. Бережкова. Действительно, дата, предположенная А. Е. Пресняковым, маловероятна еще и потому, что 5 июня 1308 г. — среда. В ту эпоху разного рода торжества, сопровождавшиеся пиршествами, никогда не приурочивали к постным дням недели — среде и пятнице. Иное дело четверг (5 июня 1309 г.). По четвергам часто проводились всевозможные праэдненства и церемонии.

Несомненно, митрополит тщательно выбрал день для своего первого торжественного деяния » качестве духовного главы СевероВосточной Руси. Но на первый взгляд день для поставления новгородского владыки был избран самый заурядный — четверг, 5 июня 1309    г. Обычно же хиротонии совершались в воскресенье.

Согласно новгородской летописи, владыка Давыд был поставлен «на память святого Никандра»ш. Однако в месяцесловах той эпохи под этим днем значится другой святой — Маркиан. Данное противоречие решается легко: 5 июня церковь вспоминает целое сообщество египетских мучеников, пострадавших во времена гонений при императоре Максимиане, Среди десяти имен первым стоит Маркиан, а за ним — Никандр. В месяцесловах называли только первого.

Но подлинной загадкой остается сам выбор Петра. Чем привлекали его эти малоизвестные «десять мучеников». Что хотел он сказать этим приурочиванием? Ответ может быть только один: день был выбран Петром вовсе не из-за египетских мучеников. Его привлекала другая память этого дня, отмеченная в месяцеслове Евангелия Семена Гордого, а именно «Память с человеколюбьем нанесеныя на ны страшныя беды нашествием поганых».

Comments are closed