Организация инженерной школы

По данным Мануфактур-конторы за 1727г., на 64 предприятиях легкой промышленности работало 6 986 человек, из них учеников 11,5%, следовательно, не менее 800 человек.

Для подготовки высококвалифицированных специалистов были организованы в 1713г. инженерная школа, где обучалось 100 человек, и навигационная школа. Петр не скупился на средства для создания высококвалифицированных кадров. Достаточно указать, что только на содержание навигационной школы, а также лиц, посылаемых за границу, ассигновывалось из бюджета 22 459 руб. Сумма довольно значительная для того времени.

С целью создания базы для подготовки отечественных квалифицированных кадров были приняты широкие меры по внедрению начального образования. Создавались школы для дворянских детей, для детей «дьячих, подьячих и всякого чина людей» и, наконец, «цифирные» школы для детей всех слоев городского населения, где предлагалось «стараться прилежно, чтоб малолетние. гражданских жителей дети, читать и писать и арифметике или цифирного счисления обучались». Таким образом, при Петре было положено начало создания сети начального образования в России.

В 1724г. был издан указ об «учреждении Академии», а при ней университета и гимназии. Еще ранее были созданы Морская академия, Медицинская школа и ряд других специальных школ. «Ведомости» сообщали: «Московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штурманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют».

Попечение и заботы обо всех этих школах, а также контроль за их работой возлагались на Главный Магистрат и Сенат. Статья XXI «О школах» Регламента или устава Главного Магистрата гласила: «Понеже академии и школы дело есть зело нужное для обучения народного, в чем доброе начало учинено, дабы такое нужное и благоугодное дело по всей возможности в действо произвести: того ради надлежит Магистрату учреждения того не пренебрегать, но по должности всякое к тому вспоможение чинить; а что до содержания малых школ принадлежит, в которых токмо читать, писать и арифметике обучаться будут, о том во всех городах магистратам самим иметь старание».

Сенату предлагалось требовать «ведомости» дважды в год о всех «в учении обретающих», «кто в каких науках и с которого обо времени обучаются и какие науки произошли».

Таким образом, и дело образования и технического обучения также было подвергнуто учету и контролю со стороны государства.

Comments are closed