Освящение каменного собора

Согласно «Киево-Печерскому патерику»- (книге, знакомой в ту пору каждому благочестивому человеку) 14 автуста 1089 г. был освящен каменный собор во имя Успения Божией Матери в КиевоПечерском монастыре. Через два года в тот же самый день было совершено перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского в новый собор.

Колыбель русского монашества, Киево-Печерский монастырь пользовался огромным авторитетом по всей Руси. Его устав был взят за образец другими обителями. Собор монастыря вызвал многочисленные подражания, наиболее известным из которых был Успенский собор в Ростове, построенный как точная копия древнего храма. Да и сама ростовская кафедра была создана в XI в. мужественными монахами- миссионерами, выходцами из Киево-Печерской обители.

Но не только ростовский владыка питал особое почтение к киевопечерской традиции. Князь Иван Данилович также имел основания поклоняться киевским святыням. В то время Москва наполнялась беженцами не только из Северо-Восточной, но и из Юго-Западной Руси. Для того чтобы завоевать доверие южных переселенцев, московскому князю важно было показать преемственность духовных традиций Москвы не только от Ростова, Суздаля и Владимира, но также и от Киева. Символика посвящений, календарные сближения событий как нельзя лучше служили этой цели. Такие прозрачные намеки были в ту пору понятны и самым незатейливым головам.

14 августа 1327 г. протянута была невидимая, но прочная духовная нить от древних киевских святынь через владимирские — к новым святыням поднимавшейся Москвы. Полтора века спустя, в 1479 г., в те же дни перед праздником Успения Божией Матери (12 августа) митрополит Геронтий совершил освящение нового Успенского собора московского Кремля.

Сам обряд освяшения храма был прост, но торжествен. Вечером накануне и утром в самый день освящения в церкви пели молебен тому святому или празднику, во ймя которого она посвящена. Во время литургии духовенство совершало крестный ход вокруг храма, а вернувшись в него, творило ектению. Освящение нового храма самим епархиальным архиереем называлось «великим священьем. «Малым священьем», в котором участвовали только местные клирики, освящались рядовые приходские храмы. Священник возлагал на престол освященный владыкой антиминс — особый прямоугольный плат с зашитыми в уголки частицами святых мощей.

Comments are closed