Пастырский долг

«Житие Петра» очень лаконично и наивно рассказывает о приезде митрополита в Москву. Святитель много путешествовал, исполняя свой пастырский долг. Он учил слову Божиему повсюду, -«не токмо по градом, но и вся и везде в странах, и вся места преходя». Однажды в своих странствиях он попал в город, известный только своей -кротостию в смирении». Это была Москва. Здесь жил князь Иван Данилович, милостивый до святых церквей и до нищих, любивший святые книги, внимавший наставлениям духовенства. И святитель стал жить в Москве.

Строителгстео Успенского собора в московском Кремм

итрополит советовал Ивану возвести в Москве каменный епископский собор, подобный тем, что украшали все главные города Северо-Восточной Руси. Иван, вероятно, и сам думал об этом, но вечная нехватка средств не позволяла приняться за дело.

Москвичи не имели большого опыта в каменном строительстве. Нет оснований полагать, что еще князь Даниил построил каменный

храм в Даниловом монастыре16. Трудно точно атрибутировать остатки каменных фундаментов еще двух храмов, стоявших на Соборной площади московского Кремля. Письменные источники ничего не сообщают о них. Свод 1408 г. (в изложении Снмеоновской летописи) называет Успенский собор, построенный Иваном Калитой, первой каменной церковью в Москве.

Бывая в Москве наездами, митрополиты останавливались на своем подворье, располагавшемся на западной оконечности Боровицкого холма. Там, среди высоких сосен древнего бора, высилась деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Рассказывая о ее постройке в камне в 1461 г., летописец замечает: «Глаголют же, яко то пръваа церковь на Москве, на том месте бор был и церковь та в том лесу срублена была тогды, та же и соборнаа церковь была при Петре митрополите и двор митрополич туго же был, иде же ныне двор князь Иванов Юрьевича»,

Таким образом, посгройка каменного Успенского собора сопровождалась и переносом митрополичьих покоев на новое место. Все это требовало немалых средств. Однако затраты должны были окупиться теми преимуществами, которые сулила эта акция.

Создатель Пространной редакции «Жития митрополита Петра» митрополит Киприан так передает наставление Петра князю Ивану: «Аще мене, сыну, послушаеши и храм Пресвятое Богородици въэдви- гнеши в своем граде, и сам прославившися паче инех князий, и сынове и вьнуци твои в роды, и 1рад сей славен будет в всех градех Русских, и святители поживут в нем, и възыдут «руки его на плеща враг его», и прославиться Бог с нем. Еще же и мои кости в немь пол ожени будут».

Comments are closed