Первая версия

Первая версия сильно напоминает о политических взглядах митрополита Киприана и может быть продуктом литературной деятельности его окружения; вторая, возможно, отражает неприязнь, которую испытывали новгородцы к Ивану Калите и Семену Гордому в 30-е и 40-е годы XIV в.

Летописи противоречиво характеризуют роль князя Ивана в строительстве собора. Не менее противоречива информация о времени его сооружения. Впрочем, месяц и число (4 августа) не вызывают особых разночтений. Однако год в разных летописях указан по-разному. Принятая ныне в литературе дата начала строительства (1326 г.) опирается на свидетельство ряда летописей, восходящих к Своду 1408 г. Однако уже свидетельство Синодального списка Новгородской 1 летописи выглядит достаточно противоречиво: под 6834 мартовским годом сообщается о кончине митрополита и в связи с этим — об основании им «церкви святыя Богородица» (без точной даты). Иная традиция представлена Владимирским летописцем, который отразил глубинные пласты московского и новгородского летописания. Здесь сообщение о закладке Успенского собора дано под 6833 г. и при этом — в изложении, отличном от традиции Свода 1408 г.39 Под тем же 6833 г. помещено известие о закладке собора и в Никоновской летописи.

Данное противоречие по-разному трактовалось исследователями. И. £. Забелин в < Истории города Москвы» называет датой закладки Успенского собора 4 августа 1326 г., но при этом в примечании замечает: «Принимаем этот год, хотя сомневаемся в его достоверности», Митрополит Макарий (Булгаков) называл временем закладки собора

1324 г.1 А. Е. Пресняков однозначно относил ее к 1325 г.

Источники не позволяют окончательно решить вопрос о годе закладки Успенского собора. Однако заметим, что раннюю дату (1325 г.) косвенно подтверждают и календарные наблюдения. 4 августа 1326 г. – понедельник. Этот день надели в XIV-XV вв. обычно не избирался для такого рода торжественных актов. Никакого большого праздника — выходного дня для горожан — в этот день не было. Между тем, 4 августа 1325 г. было воскресенье — обычный день для церемоний по закладке храмов.

По-видимому, новгородские летописи наиболее близки к истине: митрополит по существу выступил заказчиком Успенского собора в Москве. Сведения Первоначальной редакции. Жития митрополита Петра» о тех суммах, которые святитель перед кончиной передал московскому тысяцкому Протасию, слишком конкретны, чтобы быть чистым вымыслом.

Comments are closed