Под нож ханского палача

Наконец, хан решил остановиться на новом варианте той же «тверской» темы. Дмитрий Михайлович отправился под нож ханского палача, а его место занял следующий по старшинству сын Михаила Тверского — Александр. В отличие от Дмитрия, он не был бездетным. В 1321 г. княгиня Анна  родила ему сына Льва. Смоленский брак Александра открывал для Твери, а вслед за ней и для Орды возможности экспансии на этом направлении, притягивал эти земли к «русскому улусу».

После казни Дмитрия Александр получил ярлык на великое княжение Владимирское и одновременно стал правителем Твери. Вернувшись к старой схеме Владимир — Тверь — Литва, хан обогатил ее одним существенным дополнением. В Твери он велел разместить сильный татарский отряд под началом Чол-хана (в русском произношении — Шевкал, Щелкан). Историки обычно объясняют этот шаг тем, что <хан хотел поставить великого князя под свой контроль»93. Однако, кроме самоуправства Дмитрия Тверского в споре с Юрием в 1324  г., нет никаких признаков того, что великий князь мог выйти из- под ордынского контроля.

Присутствие отряда Шевкала в Твери имело, прежде всего, «международное значение». Это войско должно было служить своего рода дамокловым мечом, постоянно нависавшим над восточными областями Литвы. Вместе с тем Шевкал мог при ином повороте событий выступить и как союзник Литвы в войне с Орденом. Все это открывало новые возможности для ордынской дипломатии в Восточной Европе. Конечно, хан сознавал, что пребывание татар в Твери может привести к конфликту с местными жителями. Однако князь Александр, видимо, обещал уладить этот вопрос.

Миссия Шевкала имела по меньшей мере два аспекта. Первый — международный, связанный со сложными отношениями в регионе. Второй, несомненно, состоял в том, чтобы помочь Александру Тверскому в сборе недоимок по ордынским платежам в Северо-Восточной Руси. Пребывание в Твери сильного татарского отряда должно было оказать психологическое воздействие на население.

Разумеется, ни летописцы, ни тем более простые люди не были осведомлены относительно целей прихода Щевкала. Они объясняли дело в привычном русле народной фантазии я эсхатологии. Наученный дьяволом, Шевкал просил хана: «Господине царю! Аще ми велиши, аз яду в Русь и разорю христианство, а княз их изобию, а княгини и дети к тебе приведу».

Находясь в Орде в 1325 г., князь Александр Тверской действовал всецело в духе своего отца и брата.

Comments are closed