Подготовка кадров

Отсюда, однако, совсем не следует, что петровские мануфактуры получили в наследство от XVII века вполне достаточное количество отечественных квалифицированных кадров. В них чувствовалась острая нужда. Поэтому, лихорадочно строя фабрики и заводы, Петр так же лихорадочно готовил и кадры для них, ясно сознавая, что без своих, отечественных кадров нельзя обеспечить самостоятельного промышленного развития России.

Для подготовки кадров были приняты все меры, использовались все средства и пути. Молодые русские люди партиями отправлялись за границу для обучения всевозможным наукам и мастерствам, прикреплялись группами и в одиночку к иностранным и русским мастерам, при крупных мануфактурах создавались специальные школы и т. д.

Необходимость обучения своих кадров для отечественной промышленности была подчеркнута Петром в именном указе «О посылке в чужие края учеников для обучения мануфактурному искусству», где он требовал: «Мануфактур-коллегии для вкоренения мануфактур и фабрик и для искусства художества посылать в чужие края из молодых людей таких, которые к такому обучению склонны, и для того их обнадежить, что фамилии их даны будут некоторые привилегии по рассмотрению их науки, они ж награждены будут для тамошнего их пропитания определенным жалованьем».

Молодые люди ехали в Саксонию обучаться рудному делу, в Голландию для изучения архитектуры, строения фундаментов, шлюзов, в Италию для изучения шелкового и бисерного производств. Молодые люди знатных фамилий направлялись в Венецию, Францию, Англию, Голландию для изучения морского дела и корабельного строения, ибо «умыслил государь искусство дела того ввести в народ свой дабы то вечно утвердилось в России» (из предисловия к Морскому Регламенту) и т. д.

Не жалея средств нл подготовку отечественных специалистов, «царь-плотник», гордившийся мозолистыми руками, владевший в совершенстве 14 ремеслами, освоивший «корабельную науку», начиная с «нижнего чина», на верфях Голландии и Англии, сам беспрекословно подчинявшийся окрикам иностранных мастеров и писавший в письмах из-за границы: «Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую», предъявлял самые строгие требования к посылаемым за границу русским ученикам.

Курс обучения любой специальности они должны были проходить с «нижнего чина» и не могли вернуться домой без письменного свидетельства от своих учителей об успешном освоении специальности. Часто Петр сам экзаменовал возвратившихся из-за границы, щедро награждая показавших хорошие успехи и строго наказывая тех, кто «в науках не успел».

Comments are closed