Поиск источника

Поиск источника (или источников) первой фразы собственно похвалы естественно было бы начать по признаку ключевых слов — «цесарь» («царь»), «правда» и «суд». Однако на этом пути сразу же возникают практически непреодолимые трудности. В Ветхом Завете образ «царя», творящего справедливый суд и утверждающего «правду», встречается повсеместно: «Блаженн хранящий суд и творящий правду во всякое время»; «Сотворих суд и правду: не предаждь меце обидящим мя»; 4Се бо праведный воцарится, и князи со судом владети начнут. И почиет в пустыни суд, и правда в кармиле вселится. И будут дела правды мир, н одержит правда покой, и уповающе будут до века»; «Сия глаголет Господь: сохраните суд и сотворите правду, приближи- ся бо спасение мое приити и милость моя открытися. Блажен муж, творяй сия». Слова «суд» и «правда» обычно встречаются вместе, составляя своего рода сакральную формулу.

Прямое указание автора похвалы иа книгу пророка Иезекииля заставляет внимательно изучать ее текст в поисках тех идей и образов, которые содержаться в похвале Иваиу Калите вообще и ее изучаемом фрагменте в частности.

Забегая вперед, заметим, что стержневая тема всей похвалы, ее идейная цель — апология «царской» (в условиях тогдашней Руси — сильной великокняжеской) власти. Образы знаменитых ветхозаветных царей Давида и Соломона использовались автором похвалы в качестве прототипов. Их примеру следовал великий князь Иван. Его правление стало для Русской земли столь же благодатным временем, как для Израиля время Давида и Соломона.

Развитие этой мысли начинается уже в первой фразе похвалы. Ее основная часть — « въсганеть цесарь правду любя и суд не по мьзде судяи ни в поношение поганым странам» ~ содержит мотивы из Иезекииля, переплетающиеся с образами Первой книгн Царств. Приведем вначале искомый фрагмент из пророчеств Иезекииля, на начало которого обратил внимание еще Н. А, Мещерский. «И воэставлю им пастыря единаго, и упасет я, раба моего Давида, той упасет я, и той упокоит я, и будет им пастырь. Аз же Господь буду им в Бога, и раб мой Давид князь среде их: аз Господь глаголах. И завещаю Давидови завет мирный, и потреблю звери злы от земли, и вселяться в пустыни, уповающе успнут в дубравах. И дам им окрест горы моея благословение, и испущу дождь вам во время свое, дождь благословения.

Comments are closed