Пошлинный сбор

За привозные товары из других государств с русских купцов совсем не брали пошлин, если сумма цен привозных товаров равнялась сумме цен отпускных товаров с прибавлением 25% прибыли, т. е. от пошлинного сбора очищались товары, купленные на деньги, вырученные от продажи за границей русских товаров. То, что было привезено сверх этой суммы, облагалось пошлиной втрое меньшей против положенной в тарифе. Таким образом, всемерное поощрение русских купцов к участию во внешней торговле распространялось так далеко, что казна шла даже на некоторое сокращение своих доходов от внешней торговли.

Особенно большие привилегии предоставлял Петр русским купцам, вывозившим товары на русских торговых кораблях. Если русские купцы, ведущие торговлю с заграницей, облагались вдвое меньшей пошлиной, чем иностранцы, то для лиц, которые вывозили товары на отечественных судах, размер взимаемой пошлины устанавливался еще ниже. Как указывает Лодыженский, «русские купцы, вывозившие товары за границу на своих кораблях, уплачивали отпускную пошлину в размере трети оклада, определенного тарифом,— и притом ефимками, высчитывавшимися в 90коп., а не в 50коп. каждый. По этому расчету с отпускного товара стоимостью в 1000 руб. иностранцу приходилось платить около 60 руб. русскими деньгами, а русскому купцу — всего 11 р. 11к.».

Несмотря на то, что отпуск товаров за границу через иностранных купцов приносил больший доход казне, чем в том случае, когда эти товары шли через русских купцов, правительство давало указание торговым людям, привозившим свои товары к портам, продавать их «тамошним купцам, а не чужестранным». Интересы развития и укрепления русского купечества превалировали над финансовыми, фискальными соображениями.

Правительство пыталось взять под свой контроль весь товарооборот внешней торговли. Это делалось с целью регламентации экспортных и импортных товаров, с одной стороны, и точного учета пошлинного сбора — с другой. От таможен требовались систематические сведения о том, какие и в каком количестве вывозятся и ввозятся товары, и о взятых с них пошлинах. От портовых таможен требовались ведомости о приходящих кораблях и привозимых на них товарах. В 1722г. были назначены специальные инспекторы таможен, в помощь которым работали десятки «досмотрщиков».

Comments are closed