Постановления Халкидонского собора

Кроме того, в деяниях Халки донского собора содержалось важнейшее для борьбы со всякого рода ересями и настроениями в церкви положение о подчинении монахов местному епископу. Наконец, постановления Халкидонского собора (28-е правило) служили каноническим основанием поставления русских митрополитов константинопольским патриархом.

Князь Михаил Тверской хотел играть роль защитника православия, опоры церкви в борьбе с еретиками. Идея привлечь на свою сторону церковные верхи, позднее удачно осуществленная Москвой, была важной частью политики Твери. Отражением этой тенденции было и строительство каменного Спасского собора в Твери в 1285-1290 гг., и сближение с митрополитом Максимом, и отправка собственного кандидата на митрополичью кафедру после кончины Максима. В русле этой церковно-политической программы Твери лежало и содействие новгородским иерархам в борьбе с еретическим движением. Интронизация Михаила Тверского н день памяти Халкидонского собора должна была стать свидетельством его безупречного благочестия, преданности ортодоксальным взглядам.

Другим, еще более явным проявлением той же тенденции стала постройка в том же году в княжеской резиденции церкви во имя святых отцов 1 Вселенского собора. Летописное известие об этом строительстве довольно загадочно: «Того же лета (6816) Якимовая Столбовича постави церковь камену на княжи дворе святых Отець 318, иже в Никии». Известие, очевидно, следует понимать так. Задумав построить на своем дворе и Новгороде каменный храм во имя отцов I Вселенского собора в Никее, Михаил Тверской через своих наместников пригласил на роль подрядчика новгородского боярина Иоакима Столбовича. Понятно, что боярин должен был отвечать как минимум двум тебованиям: иметь опыт в строительном деле и дружелюбно относиться к Твери.

Между князем и боярином был заключен «ряд», где оговаривались условия сделки. Начались подготовительные работы. Но тут Иоаким Столбович скончался, завещав довести дело до конца своей жене, имя которой летопись не сообщает.

Как уже отмечалось выше, известия, помещенные в Синодальном списке Новгородской 1 летописи под 6816 г., относятся к 6815 мартовскому году (как это и указано в Комиссионном списке той же летописи).

Comments are closed